УДК 123.1
Моисеева Карина Игорьевна
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Россия, г. Саратов
Аннотация: Согласно теории Канта, нам дан мир вещей как вне нас находящийся, но мы не можем познать их сами по себе, а только на уровне явлений, т.е. представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Кант подразделил знание на опытное (пастериорное) и доопытное (априорное). Первое выводится индуктивно, на основе обобщений опыта. В нем возможны заблуждения и ошибки. " Все лебеди белые". Но опыт никогда не заканчивается, поэтому всеобщее знание он дать не может.
Ключевые слова: Кант, априориз, философия познания, философия Каниа, гносеология
Родоначальником классической немецкой философии является Иммануил Кант (1724 – 1804). Философское творчество Канта делится на два периода: докритический (до начала 70-х годов) и критический. В первый период своей деятельности философ занимался исследованием вопросов естествознания и пытался дать им решение с материалистической позиции. С 70-х годов начинается критический период деятельности Канта. Он переходит на позиции философского дуализма и на основе критического анализа познавательных способностей человека разрабатывает новый круг проблем.
Характерными чертами его теории познания являются агностицизм и априоризм. Необходимые условия познания заложены, согласно Канту, в самом разуме и составляют основу знания.
Понятие априоризма - важнейшее положение теории Канта, на нем он основывал возможности достижения необходимого и достоверного знания. По мнению Канта, опыт никогда не может придать суждениям истинной и строгой всеобщности, а лишь предполагаемую и сравнительную всеобщность. Вместе с тем он считал, что математическое знание носит безусловно необходимый характер. Выйти из этого затруднения он пытался при помощи априоризма: только априорные суждения носят всеобщий характер, достоверны и объективны.
Для Канта понятие «априорный», «необходимый», «всеобщий», «объективный» тесно переплетаются и употребляются как равнозначные. В это же время он отказывался признавать априорное знание врожденным.
Если «материя» знания носит, по Канту, опытный, апостериорный характер, то форма чувственного познания вне опыта, т.е. априорна. До восприятия предметов опытного познания в нас должны существовать «чистые», т.е. свободные от всего эмпирического, наглядные представления, которые являются формой, условием всякого опыта. Такими «чистыми», т.е. априорными наглядными представлениями выступают пространство и время. По мнению философа, пространство и время – это формы именно чувственности, а не рассудка, это представления, а не понятия. Чистые созерцания пространства являются источником Эвклидовой геометрии. Чистые созерцания времени являются синтетическим суждением механики, историческим суждением арифметики.
Пространство вовсе не представляет собой свойства каких-либо вещей в себе, время также не принадлежит вещам в себе ни как их свойство и ни как их субстанция. Кант, таким образом, отнимает у пространства и времени всякое притязание на абсолютную реальность, он превращает их в особые свойства субъекта.
Кант разработал сложную гносеологическую конструкцию, включив в процесс познания три этапа:
Первая ступень - чувственное познание, характеризующееся способностью человека упорядочивать хаос ощущений при помощи их субъективных форм – пространства и времени.
Вторая ступень – это область рассудка, выполняющая функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятия.
Третья ступень – разум, обладающий, по мнению Канта, способностью руководить деятельностью рассудка, ставя перед ним определенные цели.
Разум в отличие от рассудка порождает «трансцендентальные» идеи, выходящие за пределы опыта. Они выражают стремление разума к
постижению «вещей в себе». Однако разум здесь бессилен. Как только он пытается выйти за границы опыта, вещи «бегут от него». В своем учении о познании Кант большое место отводил диалектике: противоречие рассматривалось им как необходимый момент познания. Но диалектика для него – лишь гносеологический принцип, она субъективна, так как выражает противоречия не самих вещей, а только противоречия мыслительной деятельности.
В заключение следует подчеркнуть, что Кант оказал огромное влияние на умы всего мыслящего человечества: многие философские направления, школы и учения, так или иначе, восходят к нему. Его идеи, подвергаясь постоянному осмыслению и переработке, продолжают свою плодотворную жизнь.
Список используемой литературы:
1. Арлычев А.Н. Априоризм Канта и методология физики // Вопросы философии. № 11. 2001. С. 167-176.
2. Вернадский В.И. Кант и естествознание // Вернадский В.И. Труды по всеобщей истории науки. М.: Наука, 1988.
3. Кант И. Критика способности суждения. СПб.: Наука, 1995.
4. Кант И. Критика чистого разума / Пер. с нем. Н.О. Лосского с вариантами пер. на рус. и европ. языки. М.: Наука, 1998.
5. Кант И. Критика чистого разума. Симферополь: Реноме, 1998.
6. Кант И. О формах и началах мира чувственного и умопостигаемого / Пер. с лат. Н.Лосского // Научное обозрение. СПб., 1902. № 8. С.93 127.
7. Кант И. Сочинения: В 6 т. / Пер. Б.А. Фохта; Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И.Ойзермана; АН СССР. Ин-т философии. М.: Мысль, 1964. Т. 3; М., 1965. Т.4.Ч.1; М., 1966. Т.6.