УДК 123.1
Чаплин Илья Александрович
Саратовский государственный аграрный университет им. Н.И. Вавилова, Россия, г. Саратов
Аннотация: Главным орудием познания Локк считает разум, который «ставит человека выше остальных чувствующих существ». Предмет философии английский мыслитель видит прежде всего в исследовании закономерностей человеческого разумения. Определить возможности человеческого разума, и, соответственно, определить те области, которые выступают в качестве естественных пределов человеческого познания в силу самой его структуры, значит направить усилия человека на решение реальных проблем, связанных с практикой.
Ключевые слова: теория познания, философия, познание, Джон Локк
Джон Локк - английский педагог и философ, представитель эмпиризма и либерализма. Способствовал распространению сенсуализма. Его идеи оказали огромное влияние на развитие эпистемологии и политической философии. Он широко признан как один из самых влиятельных мыслителей Просвещения и теоретиков либерализма. Письма Локка произвели воздействие на Вольтера и Руссо, многих шотландских мыслителей Просвещения и американских революционеров. Его влияние также отражено в американской Декларации независимости.
В своём фундаментальном философском труде «Опыт о человеческом разумении» Локк провел исследование вопроса о том, как далеко может простираться познавательная способность человека и каковы её реальные границы. Он ставил проблему происхождения идей и понятий, посредством которых человек приходит к познанию вещей.
Задача заключалась в установлении основы достоверности познания. С этой целью Локк анализировал основные источники человеческих представлений, к которым относил чувственные восприятия и мышление. Для него важно было установить, как разумные начала познания соотносятся с чувственными началами.
В отличие от Декарта, стоявшего на позиции «врождённости идей», Локк утверждал, что все без исключения идеи, понятия и принципы (как
частные, так и общие), которые отмечаются в человеческом уме, берут своё начало в опыте, а в качестве одного из важнейших источников их служат чувственные впечатления. Такая познавательная установка получила название сенсуализма, хотя, сразу необходимо отметить, что в отношении философии Локка этот термин может применяться лишь до известных пределов.
Дело в том, что Локк не приписывал чувственному восприятию, как таковому, непосредственную истинность; также он не склонен был выводить всё человеческое знание только из чувственных восприятий: наряду с внешним опытом в качестве равноправного в познании им признался и внутренний опыт.
Фундаментальная для всей эмпирической философии мысль о том, что опыт, по сути, неотделимый предел всякого возможного познания, закреплена Локком в следующих положениях.
Итак, наше познание может простираться так далеко, насколько это позволяет нам опыт.
Как уже было сказано, Локк не отождествлял опыт целиком с чувственным восприятием, но трактовал данное понятие гораздо шире. В соответствии с его концепцией, к опыту относится всё то, из чего
человеческий разум, изначально подобный «неисписанному листу бумаги», черпает всё своё содержание. Опыт состоит из внешнего и внутреннего: мы чувствуем материальные объекты или же воспринимаем деятельность нашего ума, движение наших мыслей.
От способности человека воспринимать внешние объекты посредством органов чувств происходят ощущения – первый источник большинства наших идей (протяжённости, плотности, движения, цвета, вкуса, звука и пр.). Восприятие деятельности нашего разума порождает второй источник наших идей – внутренне чувство, или рефлексию.
Под рефлексией Локк выражал то наблюдение, которому ум подвергает свою деятельность и способы её проявления, вследствие чего в разуме возникают идеи этой деятельности. Внутренний опыт разума над самим собой возможен лишь в том случае, если разум извне побуждается к ряду действий, которые сами собой образуют первое содержание его знания. Признавая факт разнородности физического и психического опыта, Локк утверждал первичность функции способности ощущений, дающей толчок ко всякой разумной деятельности.
Таким образом, все идеи происходят от ощущения или рефлексии и разделяются Локком на два вида: на идеи простые и идеи сложные. Простые идеи служат материалом всего нашего знания; они образуются посредством ощущений и размышлений. От соединения ощущения с рефлексией возникают простые идеи чувственной рефлексии, например, удовольствия, боли, силы и др.
Соответственно, сложные идеи возникают, когда простые идеи обретают более высокий уровень за счёт действий человеческого разума. Действия, в которых ум проявляет свои способности, это:
1) соединение нескольких простых идей в одну сложную;
2) сведение вместе двух идей (простых или сложных) и сопоставление их друг с другом так, чтобы обозревать их сразу, но не соединять в одну;
3) абстрагирование, т.е. обособление идей от всех других идей, сопутствующих им в реальной действительности и получать общие идеи.
Таким образом, Локковская теория абстракции продолжает традиции, сложившиеся до него в средневековом номинализме и английском эмпиризме. Наши представления сохраняются при помощи памяти, но далее абстрагирующее мышление образует из них понятия, которые не имеют непосредственно соответствующего им предмета и представляют собой отвлечённые представления, образованные при помощи словесного знака. Общий характер этих представлений, идей или понятий заключается в том, что они могут быть применимы к многообразию единичных вещей.
Список используемой литературы:
1. Локк, Джон. Сочинения : в 3 т. М. : Мысль, 1985 - 1988.
2. Локк, Джон. Избр. философские произведения : в 2 т. М. : Соцэкгиз, 1 960.
3. Локк, Джон. Мысли о воспитании и о воспитании разума ; введ. и примеч. Э. Даниэля ; пер. с англ. М. А. Энгельгардта. СПб., 1913. - 324 с.
4. Локк, Джон. Опыт о человеческом разуме ; пер. и предисл. А. П. Савина. -М. : Тип. Т-ва И. Н. Кушнерев и К, 1898. 736 с.