Найти в Дзене
Иван Зорин

Российское общество глазами психиатра

Каждый пятый в мире страдает психическим расстройством. Это в среднем. А в России? Каждый второй? Или каждый первый?

Зайдя раз к знакомому врачу в психиатрическую больницу, я увидел разбитые кругом цветочные клумбы, неспешно прогуливавшихся пациентов и тихо переговаривавшихся медсестёр.

- Да сумасшедший дом там! - показал я на Москву за больничными воротами.

- Это все отмечают, - улыбнулся мой знакомый.

Двое не поделили место на автомобильной стоянке. Один достал «травматик» и начал стрелять.

Мать заперла маленького ребёнка в комнате, и ушла к соседям. Вернувшись через три дня, которые пьянствовала, она нашла ребёнка мёртвым.

На глазах удивлённых пассажиров пожилой мужчина превращается в психопата и чуть не разносит автобус. Оказалось, он проехал свою остановку.

Поступки наших соотечественников не столько чудовищны, сколько абсурдны. К ним нельзя подходить с меркой здравого смысла, их нельзя судить с точки зрения морали. Она здесь не при чём. Это диагноз.

Больно всё общество, сверху донизу. Разве нормальны орущие друг на друга в ток-шоу политики? Разве психически здоровы ежедневно уткнувшиеся в гаджеты пассажиры набитого по утрам метро?

А попадающиеся на каждом шагу городские сумасшедшие, размахивающие руками и говорящие сами с собой? От них инстинктивно отворачиваются. Потому что психические заболевания заразны. Безумцы индуцируют свое состояние - попав в сумасшедший дом, из него не выйдешь.

А угодив в нашу жизнь?

Люди её не выдерживают, садясь на антидепрессанты. Человек не робот, он не может жить по схеме: «Работай и трать!» Ему необходимо тепло человеческих отношений. А оно в дефиците. Никто не может потратить сегодня минуту на сострадание, уделить каплю внимания - непозволительная роскошь.

И все страшно одиноки.

По количеству душевнобольных в России уверенно лидирует Москва. Здесь каждый заключён в капсулу своей жизни — некогда позвонить родственникам, друзьям детства, а, с годами пропадает и желание - о чём говорить, ненужное напряжение, - так что всё общение сводится к борьбе за парковку, совместному простаиванию в часовых «пробках» или толкотне в метро.

Говорят, люди не выдерживают ритма жизни и потока информации. Ерунда! Они не выдерживают их бессмысленности. Не выдерживают тараканьих бегов, пустой гонки, награда в которой не приносит удовлетворения.

Ницше говорил, что человек вынесет любое «как», если знает «зачем». Наши отцы и деды прошли войну, но сохранили человечность. А нам, чтобы выжить, предлагают стать биороботами. Те же, кто этого не чувствует утратили остатки элементарной эмпатии.

Молодые ещё борются, приспосабливаясь к миру потребления, пытаясь усвоить его законы. Они надеются счастливо устроиться. Они стараются привыкнуть к тому, к чему привыкнуть нельзя. А когда не получается, винят себя, примерив ярлык «лузера».

Они не понимают, что обречены заранее. Враждебная среда, стрессы и ежедневные нагрузки расшатают любую психику, превратив в невротика — рядового члена нашего общества.

Выплаты по ипотеке, страх увольнения, постоянное давление начальства, оскорбляющее разум телевидение с потоками лжи, идиотским сериалами и «битвами экстрасенсов», политика, с которой не согласен, но на которую бессилен повлиять, ужас перед обнищанием и одиночество, от которого не спасает даже семья, — как это выдержать, как не помрачится рассудком?

К девяносто процентам того, что говорят, нельзя относится всерьёз. В суждениях нет логики, в бесконечных спорах, конфликтах, стычках люди ищут выход эмоциям, накопившемуся напряжению, готовому разорвать изнутри.

А сколько вокруг агрессии, ненависти, злости! Какая тут любовь к ближнему! Какое православие! Ведь все проповеди давно заглушила единственная, звучащая со всех экранов: ад это безденежье, а рай — неограниченный шопинг.

Мужчины ещё держатся, спасаясь алкоголем и работой, а женщины к сорока откровенно «плывут». Женская психика более лабильна, податлива и не способна противится окружающему безумию.

Прочитав «Палату № 6» впечатлительные современники Чехова восклицали: «Вся Россия — это палата № 6!»

Интересно, чтобы они сказали, дожив до нашего времени?

Приходите, буду рад!

Против репостов не возражаю.

Для желающих услышать больше: