Смена времён года на Чукотке почти всегда ярко выражены. Может выпасть снег, а по ночам лужи покроются корочкой льда, но это ещё не означает, что пришла осень. Осень приходит иначе.
Два дня назад небо начало хмуриться. День назад прыснула морось, а сегодня с утра уже полило. Не сильно, но убедительно. Решил не торопиться и ещё немного поспать. Почему-то возникло убеждение, что дождь должен прекратиться. Он действительно прекратился часов в 10, но когда я собрал палатку снова пошёл. И шли мы вместе с дождём долго и нудно.
Не перестаю удивляться красоте и богатству Таляйнына. В этом году на Чукотке грибной неурожай, а тут в середине сентября, грибов много и они продолжают расти. Ягоды тьма-тьмущая: голубика и брусника. Высокая терраса сменилась низкой и я снова наткнулся на вездеходку. Но и без вездеходки таляйнынской долиной идти одно удовольствие.
Ни дня без перевала - лозунг этого похода. Впереди очередной перевал, который вывел меня к реке Линглингнейвеем. Это был самый лёгкий и самый удобный из всех перевалов. С седловины открылась потрясающая межгорная долинка, которая, к сожалению, была в тумане. Спустившись к ручью снова повстречался с медведями. Их было двое, небольшие, двух-трёхлетки. При виде меня они пустились в рассыпную, при чём в разные стороны. Стою, слушаю их удаляющееся тяжелое дыхание. Решил не спешить. Прикуриваю сигарету. Секунд через 10, снова послышалось тяжелое дыхание, а потом и сам медведь, который видимо с испугу чухнул не в ту сопку. Потешно. Медведи взобрались на сопку и потом, уже не спеша, продирались через кедровый стланик.
Восхитительное место. Со всех сторон тысячеметровые сопки, с запада и востока, в небольшой ещё Линглингнейвеем, впадают ручьи.
На следующий день дождь не прекратился. Всё по-прежнему в тумане. Подниматься в тумане в сопку, пусть даже и на высшую точку Рарыткина - ни какого интереса, ни спортивного, ни фотографического. Снова ухожу в перевал, крайний. Через него я попадаю на реку Поворотную. С Поворотной и начнётся мой долгожданный сплав. Идеальный комбинированный автономный поход это когда вначале сплав, а потом пешка. Тогда можно набрать с собой плюшек-ватрушек и ни в чём себе не отказывать. Не то чтобы я себе в чём-то существенно отказывал, но от лишних сладостей не отказался.
Перевал дался почти так же легко, как и вчерашний. Снова встретил двух медведей, видимо вчерашние знакомцы. Так же дружно чухнули в сопку, теперь уже вместе, в одном направлении. Но я не спешил. Снова решил сделать перекур. И точно, один, видимо самый любопытный, через некоторое время выглянул из куста и, как я понял, намеревался подойти ещё ближе. Салют в честь босоногих - верный инструмент против любопытствующих.
С той стороны перевала небо делало попытку настроиться на хорошую погоду, но синяя форточка быстро закрылась и пошёл ливень. Что хреново в дожде в пешем походе? Кроме мысли, воды в реке на сплаве будет больше, пожалуй всё. Но в первую очередь, не замечаешь момент, когда наступает коллапс. Мотивируя себя поговорками типа: "Не сахарный, не растаешь" и "Да разве маленький дождик испугает настоящего гасконца" (это из одной книги-квеста девяностых), идешь и не особенно обращаешь внимание на воду сверху и снизу. В такую погоду идётся даже быстрее обычного: реже остановки, меньше перекуры. Но на очередной остановке, тебя вдруг накрывает. Теоретически ещё идти можно, но энергию всю стравили. И это уже не просто усталость, а какая-то физическая дисфункция. Воля ещё есть, она что-то шепчет о трёх километрах, которые было бы неплохо сегодня сделать, но разум понимает, что ни к чему хорошему они не приведут. Вода, быстро высасывает не только тепло из влажной одежды, но и энергию. В дождь, хороший проливной дождь, более-менее продуктивно идётся полдня. Всё остальное - "назло рекордам".
В состоянии коллапса простые движения и дела делаются очень долго и медленно. Та же постановка палатки, уже не отработанная до автоматизма функция, а целое событие. Какого чёрта взял палатку с внутренними дугами сам не пойму. Как и то, кто делает? Внутренность палатки итак несколько дней мокрая, а тут ещё....
Что спасает, когда на улице жопа? Газовая горелка и много горячей еды в жидком виде, так быстрее разгоняется тепло по телу. Когда умирал от жары задавался вопросом: какого хрена я взял пуховик? Не то, чтобы я прям весь такой закалённый, отнюдь. Ехал на вездеходе взял бы целый мешок теплых вещей, но в пешем походе всё тащишь на себе, поэтому борьба за оптимизацию веса идёт не шуточная. Комфортные условия в пеших и лыжных походах - это идеал, к которым все стремятся, но эти условия прямо пропорциональны длительности путешествий - чем поход длиннее, тем больше придётся терпеть. В тот день я ни на секунду не пожалел, что 150 километров тащил пуховик. Утеплил им спальник.
Ночью дождь прекратился. Небо стало прозрачным (такое видишь даже ночью), воздух холодным, а на небе высыпали звезды. Осень пришла.
Продолжение следует