Любители автоспорта из Сургутского района болота и бездорожье приспособили для соревнований внедорожников. Суровая природа, сама того не заметив, создала полигон для экстремального спорта, а новые покорители Севера не заставили себя ждать.
В городах и поселениях Ханты-Мансийского округа клубы экстремального вождения появились в начале 2010-х. Экстрим этот сильно отличается и от Тольяттинских автогонок, и от трансконтинентального ралли «Париж – Дакар». Трофи-рейды на Севере пока не так популярны, но не менее зрелищны. Полюбуйтесь, какие кадры удалось снять в октябре 2018-го года на «Медведь-трофи 4Х4», организованных Сургутским внедорожным клубом «Медведь». Соревнования проходили вдали от города, неподалёку от заброшенного нефтяниками карьера, среди приполярных сосен и опасных болот.
Соревнования проходят более пяти лет, а их инициаторы успели разработать правила, как подготовить трассу и определить победителей. Потом, говорят, приходится ещё и эвакуировать увязшую в трясине технику, но это детали…
Кто взял точки?
Задача участников трофи - взять все точки. Организаторы устанавливают на труднодоступных участках трассы специальные метки. К метке подъезжают вплотную, таким образом, чтобы участник экипажа касался одной рукой таблички с номером, а другой – кузова автотранспортного средства. Достижение фиксирует на фотоаппарат его товарищ. Некоторые точки установлены на воде, метрах в двух от топкого берега болота.
Некоторые – на дереве. Поэтому участники соревнований экипированы соответствующим образом: у них не только переоборудованный транспорт, но и непромокаемые комбинезоны, и лебёдки с прочным тросом и щадящим кору деревьев креплением. Завершив очередной этап, внедорожник выбирается на трассу и мчит к следующей точке. Таким образом, те, кто одну за другой взял установленные на трассе точки и сделал это в самое короткое время становятся победителями.
Как подготовить «болид»?
Технику для соревнований – не самую скоростную, но надёжную, парни комплектуют самостоятельно, для выступлений в классах стандарт, экстрим и спорт. Для «стандарта» подходят заводские внедорожники - УАЗы, «Ландкрузеры» или «Паджеро» с двумя ведущими колёсами, передним и задним. В «экстриме» колёса больше, выше посадка, а автомобиль укомплектован лебёдкой, с помощью которой выбираются из болот. Спорт ещё лучше: здесь предусмотрены блокировки на каждое колесо, каждое из них – ведущее, плюс межосевой дифференциал, который не даёт прокручиваться колёсам.
Экипированы пилоты и штурманы в утеплённую одежду и непромокаемые комбинезоны, в которых не страшно оказаться по грудь в ледяной воде.
А этот вездеход «Шерп» доставлен в Нижневартовск с военного завода Санкт-Петербурга. Правда, к соревнованиям его не допустили: машина способна штурмовать бескрайние километры болот, пока горючее не закончится. Всех участников легко за пояс заткнёт…
Когда ждут болельщиков?
Организуют соревнования пока без лишней помпезности, так что желающим полюбоваться зрелищем среди снегов и болот придётся повременить. Северные трофи-рейды обязаны возникновением нефтяникам-первопроходцам. Тем, кто лет тридцать-сорок назад соревновался с природой, форсируя на большегрузах непроходимые топи. Северяне помнят, насколько мужественны были те люди, и охотно расскажут, где ушла под воду тяжёлая техника. Давний водительский кураж перерос в спортивный азарт, а убеждение, будто края эти пригодны лишь для добычи нефти и газа - устарело. Как знать, может, пройдёт немного времени, и посмотреть суровое северное трофи съедутся любители автоспорта: таких невероятных по сложности маршрутов не встретишь нигде, а здешние энтузиасты не жалеют средств на автомобили и экипировку. При спонсорской и информационной поддержке, закрытая тусовка автолюбителей Сургутского района способна перерасти и в международное событие… Тогда о нём и напишем.