Найти тему
Татьяна Корнева

Сургутские гонки: Автолюбители устроили трофи-рейды среди болот

Любители автоспорта из Сургутского района болота и бездорожье приспособили для соревнований внедорожников. Суровая природа, сама того не заметив, создала полигон для экстремального спорта, а новые покорители Севера не заставили себя ждать.

В городах и поселениях Ханты-Мансийского округа клубы экстремального вождения появились в начале 2010-х. Экстрим этот сильно отличается и от Тольяттинских автогонок, и от трансконтинентального ралли «Париж – Дакар». Трофи-рейды на Севере пока не так популярны, но не менее зрелищны. Полюбуйтесь, какие кадры удалось снять в октябре 2018-го года на «Медведь-трофи 4Х4», организованных Сургутским внедорожным клубом «Медведь». Соревнования проходили вдали от города, неподалёку от заброшенного нефтяниками карьера, среди приполярных сосен и опасных болот.

-2

Соревнования проходят более пяти лет, а их инициаторы успели разработать правила, как подготовить трассу и определить победителей. Потом, говорят, приходится ещё и эвакуировать увязшую в трясине технику, но это детали…

Кто взял точки?

Задача участников трофи - взять все точки. Организаторы устанавливают на труднодоступных участках трассы специальные метки. К метке подъезжают вплотную, таким образом, чтобы участник экипажа касался одной рукой таблички с номером, а другой – кузова автотранспортного средства. Достижение фиксирует на фотоаппарат его товарищ. Некоторые точки установлены на воде, метрах в двух от топкого берега болота.

Точка взята! Снимок из архива Лянторского внедорожного клуба «Шатун»
Точка взята! Снимок из архива Лянторского внедорожного клуба «Шатун»

Некоторые – на дереве. Поэтому участники соревнований экипированы соответствующим образом: у них не только переоборудованный транспорт, но и непромокаемые комбинезоны, и лебёдки с прочным тросом и щадящим кору деревьев креплением. Завершив очередной этап, внедорожник выбирается на трассу и мчит к следующей точке. Таким образом, те, кто одну за другой взял установленные на трассе точки и сделал это в самое короткое время становятся победителями.

Коса за спиной вам не показалась: в трофи участвует девушка.
Коса за спиной вам не показалась: в трофи участвует девушка.

Как подготовить «болид»?

Технику для соревнований – не самую скоростную, но надёжную, парни комплектуют самостоятельно, для выступлений в классах стандарт, экстрим и спорт. Для «стандарта» подходят заводские внедорожники - УАЗы, «Ландкрузеры» или «Паджеро» с двумя ведущими колёсами, передним и задним. В «экстриме» колёса больше, выше посадка, а автомобиль укомплектован лебёдкой, с помощью которой выбираются из болот. Спорт ещё лучше: здесь предусмотрены блокировки на каждое колесо, каждое из них – ведущее, плюс межосевой дифференциал, который не даёт прокручиваться колёсам.

Экипированы пилоты и штурманы в утеплённую одежду и непромокаемые комбинезоны, в которых не страшно оказаться по грудь в ледяной воде.

-5

А этот вездеход «Шерп» доставлен в Нижневартовск с военного завода Санкт-Петербурга. Правда, к соревнованиям его не допустили: машина способна штурмовать бескрайние километры болот, пока горючее не закончится. Всех участников легко за пояс заткнёт…

-6

Когда ждут болельщиков?

Организуют соревнования пока без лишней помпезности, так что желающим полюбоваться зрелищем среди снегов и болот придётся повременить. Северные трофи-рейды обязаны возникновением нефтяникам-первопроходцам. Тем, кто лет тридцать-сорок назад соревновался с природой, форсируя на большегрузах непроходимые топи. Северяне помнят, насколько мужественны были те люди, и охотно расскажут, где ушла под воду тяжёлая техника. Давний водительский кураж перерос в спортивный азарт, а убеждение, будто края эти пригодны лишь для добычи нефти и газа - устарело. Как знать, может, пройдёт немного времени, и посмотреть суровое северное трофи съедутся любители автоспорта: таких невероятных по сложности маршрутов не встретишь нигде, а здешние энтузиасты не жалеют средств на автомобили и экипировку. При спонсорской и информационной поддержке, закрытая тусовка автолюбителей Сургутского района способна перерасти и в международное событие… Тогда о нём и напишем.