На портале органов государственной власти Хакасии Андрей Асочаков все еще и приставкой «и.о.», хотя парламент согласовал его кандидатуру на должность первого заместителя главы региона. Однако, по свидетельству очевидцев, он весьма энергично принялся отрабатывать некий список хозяйствующих субъектов, куда якобы рекой текли по воле экс-губернатора Зимина бюджетные ассигнования.
Немудрено, в течение четырнадцати лет Андрей Серафимович трудился в банковской сфере: с 1997 года директором Хакасского регионального филиала Банка «СБС-Агро», далее - первым заместителем директора Банка «Сибирское ОВК», затем в течение семи лет - первым замом гендиректора Новосибирского коммерческого банка «Акцепт». Впрочем, к знанию о том, как прирастает денежная масса кредитного учреждения, присовокупилась еще и ценная практика ее первоначального накопления на посту генерального директора Минусинского акционерного общества «Молоко».
Тем более было удивительно узнать, с каких точечных замахов чиновник высокого ранга начал. В них легко усматривается желание незамедлительно продемонстрировать свой управленческий вес. Тогда как при тяжком коррупционном наследстве и дырявом бюджете изобретать «трехколесный лисапед» вроде бы нет нужды. Тем более вместе с ним от досадной приставки «и.о.» избавилась весьма осведомленная в сфере финансовых заначек глава профильного ведомства Ирина Войнова.
Исходя из официальной биографии, Ирина Ивановна уж точно знает, как хитро было устроено утекание государственных финансовых средств по сусекам регионального денежного амбара. Искусство денежно-воздушной верстки регионального бюджета по достоинству оценил федеральный вице-премьер Антон Силуанов в конце минувшего года, введя в регионе внешнее управление госфинансами.
Виртуозность сшивки и расшивки денежной массы однажды публично признал и бывший зам спикера хакасского парламента Сергей Комаров:
«Чудес не бывает: в 2017 году нам удалось выдавить из бизнеса 2,5 млрд, больше не будет. Сейчас (в ноябре 2017 года – прим. 19rus.info) в Минфине работают представители научно-исследовательского института Минфина России, изучают ситуацию в Хакасии: никто ничего не украл, но и денег нет».
Чудес в сфере государственных финансов действительно не бывает. По этой причине до сих пор остается загадкой откровение парламентского знатока бюджетной политики: чего в нем было больше - сожаления или восхищения?
Приезжим ученым мужам, может быть, и было невдомек, а уж Ирина Войнова не могла не знать. В Минфине Хакасии она с 2010 года. Начинала с должности начальника отдела методологии и организации бюджетного планирования, затем стала заместителем руководителя департамента планирования и исполнения бюджета, а с 2014 года переведена на должность первого заместителя министра финансов Хакасии. С февраля минувшего года, после возбуждения уголовного дела в отношении министра Семена Аешина Ирина Ивановна исполняла обязанности министра, а с июня 2017 года Виктор Зимин назначил ее главой главного финансового ведомства.
Надо полагать, мимо действительного государственного советника первого класса, коему два года назад присвоено почетное звание «Заслуженный экономист Республики Хакасия», не прошла октябрьская публикация 19rus.info «Путинка с возу — казне Хакасии легче?»
Однако ответом глава финансового ведомства информационное агентство не удостоило. А речь в ней как раз шла о четком бюджетном маневре, который позволял легально уводить государственные средства. Под завязку закредитованный бюджет был подвержен оптимизации, в том числе в части оказания социальной поддержки малоимущему населению, а в это время официальным нормативным документом было предусмотрено нехилое бремя компенсаций в пользу, по сути дела, частных лиц.
Причем под весьма затратную для региональной казны любовь Виктора Зимина к дорогим элитным скакунам профильное региональное ведомство сформировало соответствующую инфраструктуру – подведомственное Минсельхозу Хакасии республиканское государственное казенное предприятие "Ипподром".
Интерес представляет утвержденный Виктором Зиминым в марте текущего года порядок предоставления субсидий на развитие агропромышленного комплекса Хакасии, источником финансового обеспечения которых являются средства республиканского бюджета. В том числе государственная казна субсидировала развитие спортивного коневодства: субсидии предоставлялись на содержание, тренинг и испытание лошадей.
Причем в документе, который вступил в силу в марте 2018 года, предусматривалось «возмещение части затрат в связи с исполнением обязательств по соглашениям о предоставлении субсидий на 2016 и 2017 годы на возмещение части затрат на содержание, тренинг и испытание лошадей, в том числе лошадей, принадлежащих коневладельцам. Субсидии предоставляются ежемесячно исходя из количества коне-дней в отчетном периоде по ставке 670 рублей за один коне-день".
Надо полагать, за три года должна была приличная сумма аккумулироваться на конные целевые расходы. А в это время, как утверждают государственные аудиторы, плановые мероприятия по развитию теплиц и овощехранилищ, профилактике массового размножения и распространения особо опасных вредителей и болезней сельскохозяйственных культур и борьбу с ними просто не финансировались. В сфере молочного скотоводства кредиторская задолженность составила свыше 40,7 млн, по элитному семеноводству - 19,9 млн.
В этом случае следует одно из двух: либо министр финансов не в курсе (что маловероятно), либо просто не мешала высокопоставленным конникам уводить бюджетные ассигнования из дырявого бюджета.
Впрочем, дырявый бюджет региона никогда не служил помехой. Как отмечал президент Федерации конного спорта Хакасии, экс-министр сельского хозяйства и продовольствия Иван Вагнер, в 2013 году республика планировала направить 10 млн на покупку породистых коней.
Иван Эрвинович утверждал, важную роль в возрождении коневодства играет глава Хакасии Виктор Зимин. В братстве коневладельцев и страстных поклонников лошадиных бегов Виктор Зимин числился еще до того, как был избран председателем правительства Хакасии, тогда он занимался разведением лошадей.
Еще в 2013 году «Красноярский комсомолец» отмечал, настоящее возрождение спортивного коневодства началось с подачи главы Хакасии Виктора Зимина, когда региональные власти субсидировали покупку скакового красавца на 50%. К примеру, стоит лошадка 200 тыс. рублей, так половину за нее выплатит государство! На такую поддержку власти выделили в 2013 году 10 млн рублей по программе развития спортивного коневодства.
Стоит ли сомневаться в персоналиях, коим довелось получить эти 10 млн. Правоохранительные органы в 2015 году предприняли попытку отлучить от бюджетной кормушки самого Ивана Вагнера и его клан родственников, в публикациях о резонансном коррупционном деле также звучала фамилия Зимина и его дочери, которая владела фермерским-крестьянским хозяйством.
Против великого благодетеля за государственный счет Ивана Вагнера было возбуждено уголовное дело, он обвинялся по четырем статьям Уголовного кодекса, в том числе в злоупотреблении полномочиями (ч. 2 ст. 285 УК РФ), незаконной предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ), превышении должностных полномочий (ч.2 ст. 286 УК РФ). Вагнера подозревали в том, что, используя свою должность, он выделял субсидии, в первую очередь родственникам и близким друзьям, а также незаконно занимался бизнесом. Но признали виновным экс-чиновника только по ст. 289 УК РФ. По остальным трем - оправдали, после чего Иван Эрвинович вновь вернулся в региональное правительство в качестве заместителя губернатора.
В самый разгар скандала глава Хакасии сделал сенсационное заявление:
"Честно работал... То, что он помогал детям? Ну я думаю, какой из нас, любой гражданин Российской Федерации, не будет помогать своим детям? В рамках закона. Всегда горел за свое дело. Ну и старался работать, не обращать внимания на эти мелочи. Но вот мелочи сложились в некоторую политическую ситуацию. Я думаю, мы из нее достойно выйдем".
Ключевое словосочетание в данном случае – «в рамках закона». Своевременно издал нужный нормативный правовой акт и легально перечисляй казенные деньги в частный карман. Вот и засомневаешься, мог ли не знать главный спец по региональным финансам об этом? И почему сегодня не задаст ему пару должных вопросов перзам главы Хакасии?