Вчера заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний Валерий Максименко объявил о решении закрыть московские СИЗО№2 «Бутырка» и СИЗО №3 «Пресня». «Бутырка» – это самый крупный следственный изолятор в Москве и один из самых крупных в России: его лимит наполнения – 2120 человек. «Пресня» вдвое меньше, на 1027 заключенных. Сразу отмечу, по словам моих товарищей-адвокатов, московские СИЗО переполнены на 20-30%, и в камерах, рассчитанных на 20 человек, реально может тесниться по 25, а то и 30 арестантов. Почему по 30? Потому, что блатные, или те, кто платит администрации, или те, кто пишет жалобы, будут сидеть как положено: по 20 человек. Остальных, следовательно, будут уплотнять еще больше.
На замену «Бутырке» и «Пресне» планируют выстроить новый изолятор на пять тысяч мест, который будет соответствовать европейским стандартам. ФСИН в качестве причин своего решения указывает на жалобы жителей окрестных домов и несоответствие зданий изоляторов современным требованиям. Вероятно, последнее и послужило наиболее сильным мотивом. Не секрет, что огромное количество арестантов не хочет мириться с теснотой, сыростью, отсутствием горячей воды – и пишет жалобы в Европейский суд по правам человека. По данным «РБК», в 2017 году Россия стала лидером как по числу признанных ЕСПЧ нарушений прав человека, так и по числу обращений в целом: каждая третья жалоба в Страсбургский суд исходила от россиянина.
Именно с требованиями европейцев связывают как само строительство, так и экстренное заселение «Крестов-2». Очевидно, что при строительстве замены «Бутырки» ФСИН будет ориентироваться на опыт новых «Крестов», и, поскольку это единственный реализованный проект «супертюрьмы», отвечающей европейским стандартам содержания подследственных, именно о них я и поговорю. И объясню, почему я считаю закрытие «Бутырки» распильным проектом, на их примере.
Строительство нового СИЗО в Колпино началось еще в 2007, его планировали закончить к 2013 году, потратив на все это мероприятие 12 миллиардов рублей. По факту, первые арестанты появились в новых «Крестах» лишь в декабре 2017 года, а стоимость строительства превысила 13 миллиардов, и может дойти до 15 миллиардов рублей. Сейчас функционирует лишь один из корпусов изолятора, второй корпус все еще не достроен, ФСИН планирует заселить его лишь к лету 2019 года. Этот второй корпус уже стал источником колоссальных затрат и поводом для шуток. Он был дважды затоплен из-за разморозки системы отопления: сначала зимой 2016, потом в январе 2017, уже после проведенных восстановительных работ.
Более того, один из подрядчиков строительства, компания «Петроинвест» до сих пор не выдала ФСИН ключи от камер второго корпуса. Установкой дверей занимался еще один субподрядчик, компания «СтройТехИнвест», представители которой уверяют, что передали ключи в исправительную колонию № 4 «Форносово». Глава петербургского УФСИН Игорь Потапенко в колонии ключей не обнаружил – при том, что работа субподрядчика уже была полностью оплачена. Делать нечего: пришлось доблестным сотрудникам попросту выбивать замки из новеньких дверей.
Что касается субподрядчиков – вы же понимаете, что при каждой передаче части работ в субподряд что-нибудь распиливается. И чем субподрядчиков больше – тем больше денег налогоплательщиков осядет в их карманах. При строительстве «Крестов-2» субподрядчиков было более 50, и казус с дверьми – далеко не единственный. Как сообщили в Следственном комитете, неизвестные похитили более 12 миллионов из 15, которые были выделены на строительство дороги к СИЗО.
Более того, генеральный подрядчик строительства, «Генеральная строительная корпорация», начал судиться с одним из крупнейших субподрядчиков, уже упомянутой компанией «Петроинвест». В январе 2017 директор «Петроинвеста» Руслан Хамхоков заявил, что «ГСК» не оплатила даже выполненные работы, и заморозила финансирование другим субподрядчикам. При этом УФСИН уже выплатило «ГСК» почти всю сумму по контракту, а именно 12,7 миллиардов рублей. В марте 2017 гендиректора «ГСК» Виктора Кудрина обвинили в невыполнении работ и хищении более 56,6 миллиона рублей. А уже 31 августа 2017 за ним последовал и Хамхоков: он был задержан по подозрению в даче взятки на сумму более 350 миллионов рублей.
Всего при строительстве аудиторы ФСИН обнаружили нарушений на сумму в 425 миллионов рублей, но есть основания думать, что эта сумма вырастет, поскольку еще не окончено ни само строительство, ни расследования нарушений.
Надеюсь, теперь вы поняли, почему я так отношусь к анонсированному ФСИН строительству нового СИЗО в Москве – это просто новая кормушка колоссальных масштабов!
Пожалуйста, пишите комментарии и ставьте палец вверх, чтобы я понимал, насколько эта тема вам интересна. Следующая статья будет про строителей «Крестов-2», которые сами теперь в них сидят. Там и взятки, и мошенничество, и даже заказное убийство. Будет интересно – подпишитесь, чтобы не пропустить!