Одна из лучших советских комедий «Бриллиантовая рука» была снята Леонидом Гайдаем в 1968 году. И хотя с момента выхода фильма на экраны прошло уже полвека, фильм по прежнему смотрится на одном дыхании, настолько динамично и весело он снят. Закрученный сюжет, созвездие лучших советских комедийных актёров, ещё молодой и полный идей талантливейший Гайдай – вот рецепт фильма на все времена. Поэтому сейчас уже сложно представить, что в целом в мире в 1968 году было очень и очень напряжённо.
В 1968 году советские люди в общем и целом чувствовали себя комфортно. Радостное настроение людей на любые праздники и отмечание этих праздников шумными большими компаниями – вот что характеризовало то время. Да, не всё было в порядке в бытовом смысле, но большинство людей тогда было твёрдо уверено, что это – в самом деле временные трудности и скоро СССР точно догонит и перегонит – в том числе по бытовым условиям, – если не Америку, то уже Европу точно. И это радостное настроение не могло не отразиться на фильме «Бриллиантовая рука».
Однако в других странах эти радужные надежды разделяли не все. В 1968 году «полыхал Париж». Примерно также, как в наши дни, только посильнее. Тысячи французских студентов в мае 1968 года вышли на улицы Парижа и других французских городов. Повсюду неслось «революция!». Правда французские студенты шли в основном под лозунгами Мао Цзэдуна.
Неспокойно было и в США. В марте в Детройте прошла конференция т.н. «чёрного правительства», которая заявила, что на территории южных штатов должна быть образована Республика Новая Африка с чернокожим населением. А в апреле начались массовые антивоенные походы и демонстрации в США против войны во Вьетнаме. А в довершении всего 6 июня в Лос-Анджелесе застрелили сенатора Роберта Кеннеди, брата президента Джона Кеннеди, которого застрелил на пять лет раньше.
Казалось, что капиталистический мир сотрясают катаклизмы, а социалистический лагерь может радовать. Но пришла беда, откуда не ждали. В январе 1968 года в Чехословакии начались волнения не то чтобы прямо антикоммунистические, но во всяком случае против той модели социализма, который насаждал СССР. Этот период получил название «Пражская весна». В итоге, для подавления волнений и смещения неугодного чешского лидера, СССР ввёл в Чехословакию войска. С чисто военной точки зрения, операция по оккупации Чехословакии была проведена не то чтобы полностью без накладок, но в общем и целом хорошо. Но с политической точки зрения – это был полный провал.
В 60-х годах, после смещения со всех постов Хрущёва, СССР стал пропагандистски напирать на ту идею, что всё плохое, что было раньше, связано исключительно со Сталиным и волюнтаристом Хрущёвым, а вот теперь весь мир получил новый СССР – небывало свободный и радостный. И, надо сказать, к 1968 году в Европе очень многие в это поверили. И вдруг – бац – русские танки на улицах Праги. Оказывается, СССР остался тем же самым. Неувязочка. В этой связи весьма двусмысленной становится в фильме «Бриллиантовая рука» финальная сцена попытки контрабандистов добраться до границы – мол, из СССР не убежишь!
Кстати, если считать с 1945 года, СССР примерно каждые 10-12 лет использовал свои танки для «восстановления народной демократии». Ну Германия 1945-го – это было понятно. Но в 1956 году пришлось вводить танки в Венгрию. В 1968-м – в Чехословакию. В 1979-м – в Афганистан. А в 1991 году танки уже пришлось вводить в Москву. То есть ничего принципиально за 45 лет не менялось. Потому что верность идеям Маркса и Ленина можно хранить только под дулами танков. А иначе ни один нормальный человек не захочет жить в «советском раю». Что и показала «Пражская весна». Но советские люди об этом не слишком задумывались, когда смотрели искромётную комедию «Бриллиантовая рука».