Глава турецкого МИД Мевлют Чавушоглу заявил, что американские власти прорабатывают вопрос выдачи Турции исламского проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого турки считают причастным к неудавшейся попытке госпереворота в 2016 году и к убийству российского посла Андрея Карлова. Экстрадиция, если она состоится, станет частью нового витка сближения США и Турции после значительного разлада отношений и взаимного обмена санкциями летом этого года. Кто такой Гюлен, почему он так важен турецким властям и что происходящее значит для России? Давайте разбираться.
Оппозиционный властям Турции исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, скрывающийся в США, в последние годы стал для президента Реджепа Тайипа Эрдогана врагом номер один, хотя начинали они в качестве союзников. Духовный лидер движения «Хизмет» и влиятельный общественный деятель с миллионами последователей в исламского мире в первые годы после прихода Эрдогана к власти активно его поддерживал. Будучи крайне уважаемым в стране человеком, открывшим более тысячи школ, университетов и культурных центров, он оказывал реальное влияние на электоральный процесс.
Отношения двух турецких деятелей обострились в 2013 году на фоне протестов в Стамбуле против застройки парка Гези. Гюлен тогда раскритиковал жёсткие действия полиции при разгоне толпы и после его слов по стране прокатилась волна демонстраций. Точкой невозврата стала попытка госпереворота в 2016 году. Эрдоган обвинил в случившемся старого товарища, а тогдашний премьер-министр Бинали Йылдырым и вовсе заявил, что любая страна, которая укрывает Гюлена, не является соратником Турции. В Белом доме времен Обамы эти заявления проигнорировали.
За минувшие годы вопрос экстрадиции исламиста из США поднимался турецкой стороной неоднократно, но каждый раз безуспешно. После прихода Трампа к власти турки якобы даже предлагали обвиняемому ныне в «связях с Россией» советнику Трампа Майклу Флинну 15 миллионов долларов за помощь в этом вопросе. Тем не менее, отношения двух стран лишь продолжили накаляться. Минувшим летом пресс-секретарь Турции и вовсе заявлял об «одном шаге» до разрыва отношений с США и для этого были все основания. К разрыву мог привести конфликт из-за американского пастора Эндрю Брансона, арестованного турками по подозрению в шпионаже. В связи с этим против членов турецкого правительства ввели санкции, Турция ответила тем же.
Параллельно американские конгрессмены решили приостановить поставки Турции истребителей F-35 по ранее согласованному контракту из-за планов турецких властей закупить у России ЗРК С-400. Звучали и угрозы новых ограничительных мер. А ещё с конца июля между странами разгорелась тарифная война. Сначала американцы подняли пошлины на импорт стали и алюминия для всех мировых поставщиков на 25 и 10 процентов, соответственно, а когда турки ответили повышением ввозных пошлин для американского импорта, тарифы для Турции были увеличены ещё в два раза — до 50 и 20 процентов.
Вслед за этим в стране развернулся полномасштабный экономический кризис: резко рухнул курс турецкой лиры, началась сумасшедшая инфляция. Зато этот шаг всерьёз подтолкнул Турцию к дальнейшему сближению с Ираном и Россией, также давно подпавшими под санкции США. Эксперты и аналитики всерьёз рассуждали о расколе в НАТО и возможности появления нового союза, а турецкие власти рассматривали вопрос о закрытии американской военной базы Инджирлик, с помощью которой американцы действуют на Ближнем Востоке и в Центральной Азии. Теперь же, кажется, ситуация резко переломилась.
Ещё с середины ноября отношения между странами начали улучшаться. Турция «сломалась» и всё же отпустила проповедника Брансона. В качестве благодарности США освободили Турцию от введения новых санкций против Ирана, главного поставщика нефти для турков. Появились и серьёзные подвижки в вопросе выдачи Гюлена: по данным СМИ, чиновники администрации Трампа обратились в правоохранительные органы, чтобы изучить легальные способы выдворить его с территории страны. На этот шаг американцам пришлось пойти, чтобы Турция снизила давление на их ближневосточного партнёра — Саудовскую Аравию. Именно на территории Турции саудиты убили журналиста Джамаля Хашкаджи и турки активно взялись за расследование и освещение этого вопроса.
Наконец, 16 декабря о готовности американцев экстрадировать Гюлена сообщила официальная Анкара. По данным турецкого МИД, этот вопрос обсуждался между двумя лидерами. Для России такие подвижки в отношениях США и Турции прежде всего значат одно: на дальнейшее сближение в рамках противостояния действиям американцев рассчитывать больше не приходится. Если Гюлен будет выдан турецкой стороне, это вполне может стать ренессансом в их двусторонних отношениях, отложив вопрос о возможном союзе Турции с Россией, Ираном или Китаем на неопределенный срок. Американская база вряд ли будет закрыта, а НАТО удержится от небывалого внутреннего конфликта. После падения курса лиры турки явно увидели, на чьей стороне сила.