Найти тему
тарарумбия

а был ли маньеризм?

Маленькая история об одном мимолетном, но эффектном стиле в истории искусства.

Заметки «на полях» во время изучения искусства делаю давно, но только сейчас решил собрать их в одном месте. Поэтому буду публиковать записи некоторое время ретроспективно и со скачущей историко-стилевой хронологией.

Первым моим «научным» вопросом, как юного (почти) искусствоведа, стал:

- А был ли маньеризм? — спросил я в вотсаппе своего приятеля-искусствоведа, — расскажи мне как есть.

- Конечно был. Это однозначно, — вздохнул товарищ в аудио-сообщении.

С другой стороны советское искусствознание напрочь его отрицало, относя этот стиль к ранней стадии барокко. В том числе это делала и Нина Дмитриева, написавшая «букварь» для советского искусствоведа. Как справедливо говорил наш преподаватель на первом курсе (Б.М. Соколов) об этой книге: «для детей и отсталых взрослых».

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 2008
Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. — М., 2008

Я вот из второй категории, но с духом совершенно от первой, свято верил каждому абзацу Нины Александровны, наполненным любовью и восхищением к искусству. А там ясно было сказано, что его не было. И меня это вполне устраивало. Мне не хотелось, чтобы фигуры полные страсти и притягательной сексуальной энергии, которые писал Эль Греко, называли... маньеризмом.

Эль Греко. «Мученичество Святого Маврикия», 1600-1625. (MFA-H, USA)
Эль Греко. «Мученичество Святого Маврикия», 1600-1625. (MFA-H, USA)

Словесно термин не несёт, я бы сказал, положительного оттенка. Он говорит скорее о том, что э т а манера написания картин не есть манера чистая, в ней есть примесь чего-то не совсем правильного, чего-то не истинного, возможно, не совсем достойного. Как же такое можно любить? Ведь нравится. А отнеся маньеризм к барокко (которому присуще экстатичностость), все остаётся в рамках приличия.

На самом деле ничего в этом стиле зазорного нет, и он действительно имел место быть. Смущенное советское общество, где не было секса, не могло допустить такое свободомыслие в искусстве, поэтому маньеризма и «не стало».

По словам, опять же, Соколова, да: маньеризм был (почему-то он тоже вздохнул, отвечая на мой вопрос). Особенно чудесно этот стиль проявился в садово-парковом искусстве, позволяя совершенно сказочные и мифические темы садовых скульптур, заставших в причудливых позах и действиях, например в «Саду чудовищ» в Бомарцо.

Parco dei Mostri di Bomarzo, XVI в. (по х. Пирро Лигоррио)
Parco dei Mostri di Bomarzo, XVI в. (по х. Пирро Лигоррио)

Но все же эти вздохи немного смущают. Поэтому пусть маньеризм пока имеет место быть, а дальше я сам разберусь.