Маленькая история об одном мимолетном, но эффектном стиле в истории искусства.
Заметки «на полях» во время изучения искусства делаю давно, но только сейчас решил собрать их в одном месте. Поэтому буду публиковать записи некоторое время ретроспективно и со скачущей историко-стилевой хронологией.
Первым моим «научным» вопросом, как юного (почти) искусствоведа, стал:
- А был ли маньеризм? — спросил я в вотсаппе своего приятеля-искусствоведа, — расскажи мне как есть.
- Конечно был. Это однозначно, — вздохнул товарищ в аудио-сообщении.
С другой стороны советское искусствознание напрочь его отрицало, относя этот стиль к ранней стадии барокко. В том числе это делала и Нина Дмитриева, написавшая «букварь» для советского искусствоведа. Как справедливо говорил наш преподаватель на первом курсе (Б.М. Соколов) об этой книге: «для детей и отсталых взрослых».
Я вот из второй категории, но с духом совершенно от первой, свято верил каждому абзацу Нины Александровны, наполненным любовью и восхищением к искусству. А там ясно было сказано, что его не было. И меня это вполне устраивало. Мне не хотелось, чтобы фигуры полные страсти и притягательной сексуальной энергии, которые писал Эль Греко, называли... маньеризмом.
Словесно термин не несёт, я бы сказал, положительного оттенка. Он говорит скорее о том, что э т а манера написания картин не есть манера чистая, в ней есть примесь чего-то не совсем правильного, чего-то не истинного, возможно, не совсем достойного. Как же такое можно любить? Ведь нравится. А отнеся маньеризм к барокко (которому присуще экстатичностость), все остаётся в рамках приличия.
На самом деле ничего в этом стиле зазорного нет, и он действительно имел место быть. Смущенное советское общество, где не было секса, не могло допустить такое свободомыслие в искусстве, поэтому маньеризма и «не стало».
По словам, опять же, Соколова, да: маньеризм был (почему-то он тоже вздохнул, отвечая на мой вопрос). Особенно чудесно этот стиль проявился в садово-парковом искусстве, позволяя совершенно сказочные и мифические темы садовых скульптур, заставших в причудливых позах и действиях, например в «Саду чудовищ» в Бомарцо.
Но все же эти вздохи немного смущают. Поэтому пусть маньеризм пока имеет место быть, а дальше я сам разберусь.