Какая первая ассоциация возникает у вас, когда вы слышите название страны — Марокко?
У меня это мандарины. А вот после посещения вы еще долго будете вспоминать чай, который местные пьют в невероятных количествах. Горечь напитка компенсируют огромным количеством сахара.
В Марокко лучше всего ехать ранней весной, до наступления невыносимой жары, или поздней осенью. Все-таки это Африка, и тут бывает очень жарко, а часть территории страны занята пустыней Сахара, ради которой я сюда и приехал.
За рулем нового Volkswagen Touareg («Фольксваген Туарег») мы проехали почти 1500 километров по асфальту, грунтовке, горным дорогам с бесконечным ремонтом и реками, добираясь до Сахары. Чтобы вкусить все прелести вождения по песчаным дюнам. Об этом я расскажу подробнее дальше, но, забегая вперед, можно отметить, что этот опыт не похож ни на один предыдущий. Ни на езду по льду, ни на езду по снегу.
Покоряли Марокко мы на новых стандартных «Туарегах» с двигателем V6 TDI (286 лошадиных сил), разве что стоковую резину организаторы заменили на внедорожную резину General Grabber AT 255/60/18.
Запомните, как он выглядит. Больше таким чистым вы его не увидите.
Путь до Сахары — примерно 600 километров, и добраться до пустыни можно по дорогам общего пользования. Асфальтовые дороги в Марокко на удивление очень хорошего качества. И это разительно отличает их от местных строений.
Почему-то именно в Марокко у меня возникло стойкое чувство, что я еду по дну моря. Отчетливо представлялось, как местные пейзажи были очень-очень давно скрыты толщей воды. Нигде в других путешествиях я не испытывал подобных ощущений.
Чем дальше мы двигались на восток, к границе с Алжиром, тем более пологими становились пейзажи. Пропадала растительность, горные массивы оставались далеко за спиной. Долгую дорогу скрашивал отличный массаж в креслах автомобиля, который включается одним нажатием кнопки.
Пока рулим, есть возможность познакомиться с 3-м поколением Volkswagen Touareg поближе. Первое, на что обращаешь внимание, — в автомобиле достаточно тихо даже на больших скоростях. Изредка поскрипывает панорамная крыша, которая наверняка «наелась» песка с предыдущей группой. Множество полезной информации выводится на панель Innovision Cockpit с двумя экранами. Плюс этой панели в том, что можно настроить практически все под себя.
Пустыня появляется внезапно. Дорога, город и... огромные дюны песка на горизонте. Берем курс на Сахару.
Машины поднимают тучи пыли, и становится темно, как ночью. Позже я с удивлением узнал, что организаторы никак специально не готовили машины к таким условиям. Это обычные «Туареги» прямо с конвейера.
Первая остановка — в лагере у начала пустыни. Белые тенты, которые снаружи выглядят как жилища кочевников, на самом деле достаточно серьезно оборудованы внутри. Есть привычный туалет, раковина и душ с горячей водой, которая подается из специального нагревателя рядом. Вода, правда, нагревается дровами, но это ли цена за теплый душ утром.
Если вы соберетесь в Марокко, даже в пустыню, обязательно прихватите с собой теплые вещи. Ночью тут довольно холодно. Куртка и шарф помогут не замерзнуть у ночного очага.
Песок. Песок и еще раз песок.
Если вы пошли покорять дюны, то сразу смиритесь — песок будет везде, и избавиться потом от него будет крайне трудно. Если нет специальной обуви, то в ботинки песка набирается столько, что больно ходить, и поэтому его нужно периодически вытряхивать.
Если ночуете в пустыне, обязательно заводите будильник на 6:30 утра и отправляйтесь на ближайшую дюну встречать рассвет. Как говорил один паровозик из Ромашково: «Если мы не увидим рассвет, мы можем опоздать на всю жизнь!»
Во время восхода солнца пустыня окрашивается в какие-то нереальные цвета. Все оттенки желтого, красного быстро сменяют друг друга.
И под лучами солнца ты начинаешь замечать, сколько на самом деле жизни в песках. Свежие следы от каких-то ночных животных, насекомых отчетливо видны на песке. В жаркое время тут можно встретить скорпионов и змей. Поздней осенью для них слишком холодно.
Пока мы спускаем давление в шинах, чтобы обеспечить лучшее пятно контакта, слушаем инструктаж. Если вы вдруг когда-то соберетесь покорять пустыню на автомобиле самостоятельно, запомните несколько простых правил.
1. Пустыня коварна. За ближайшей дюной может скрываться огромная воронка, рухнув в которую вы самостоятельно не выберетесь.
2. В пустыне нельзя наезжать на кусты. Они и песок под ними очень жесткие, и ваша машина легко лишится бампера или крыла. Как минимум.
3. Останавливать машину лучше плавно и без использования педали тормоза. Если вы нажимаете тормоз — машина зарывается.
4. Гравитация — ваш друг. Используйте ее, если застряли.
5. А это значит, что останавливаться в песках можно:
- на вершине дюны — в этом случае вы сможете использовать склон для разгона вперед или назад;
- на твердом песке — если вы отчетливо видите следы протектора или «волны», то песок хороший.
Не останавливайтесь внизу между двух склонов. Шансов выбраться будет очень мало.
Вот такие волны на песке означают, что он достаточно спрессован.
Во время езды по пескам лучший друг водителя — постоянная уверенная тяга.
У нового Volkswagen Touareg есть четыре внедорожных режима: автоматический, «Песок», «Гравий» и «Профи». Мы использовали режим «Песок», 2-й уровень высоты подвески и ручное управление коробкой передач. Это нужно, чтобы обеспечить постоянную тягу (ехать только на первой передаче).
Через какое-то время привыкаешь к особенностям передвижения по песку и начинаешь чувствовать себя достаточно уверенно. Электроника автомобиля тебе всячески в этом помогает.
Но пески коварны. Задумаешься на мгновение, сбросишь газ или нажмешь на тормоз не там, где нужно, — и все... Машина сидит «на брюхе». А ты ждешь помощь в виде буксира с веревкой.
Наевшись песка, откапывая застрявшие «Туареги», мы отправляемся к ближайшему оазису и готовимся покорять огромную дюну высотой более 120 метров.
Оазис в пустыне — место очень интересное. Кругом тонны песка, а тут зелень, прохлада. Мирно пасутся дромадеры (одногорбые верблюды).
А мы готовимся к штурму дюны. У Volkswagen Touareg 3-го поколения с пневмоподвеской есть возможность поднять кузов на 70 мм (выставив селектором уровень 2), чтобы увеличить клиренс до 270 мм против «стандартных» 200 мм, а углы въезда и съезда — с 25° до 31°. Это очень пригодится нам для подъема по крутому песчаному склону.
Машина несется по склону со скоростью 60-70 км/ч. Останавливаться нельзя — все придется начинать сначала. Каждый новый подъем труднее предыдущего, так как колеса разбивают песок и делают его очень рыхлым.
Сложно поверить, что минуту назад ты был там — внизу. Песчаные дюны нам покорились, пора двигаться дальше.
Выдвигаемся обратно в сторону Марракеша. Но в этот раз наш путь будет лежать через горы.
Первая остановка — хеттары. Так называются длинные каналы, проводящие воду от источника к удобному месту.
Каналы тянутся под землей, наверху их выдает только цепочка колодцев, через которые можно добывать воду. Весь канал находится немного под наклоном, чтобы донести воду до конечной точки.
Высота шахт может достигать 200 метров. Длина каналов — 5-70 километров. Строительство одного канала могло занимать как несколько месяцев, так и несколько лет и даже десятилетий — в зависимости от высоты шахт и длины хеттары.
Перемещаемся к месту нашей стоянки. Завтра мы едем покорять горы, а пока — фото на память. Корабли пустыни. Сегодня мы заслужили это звание.
Наш путь к горной дороге проходит через невероятно красивое ущелье. Окинув его прощальным взглядом, мы отправляемся наверх.
Караван «Туарегов» начинает «штурм», вызвав удивление местных жителей.
Опять возникает стойкое ощущение, что ты едешь по дну древнего моря. Горная дорога опасна острыми камнями и внезапными узкими, но глубокими оврагами, которые прорывают ручьи.
По дороге мы заезжаем в Айт-Бен-Хадду — ксар (так тут называют укрепленный город) в 29 километрах к северо-западу от Варзазата.
Этот ксар очень любят режиссеры. Он крайне популярен как место съемки кинофильмов, в той или иной степени использующих восточные сюжеты. Так, здесь были сняты: «Лоуренс Аравийский» (1962), «Иисус из Назарета» (1977), «Последнее искушение Христа» (1988), сериал «Клон» (2001), «Мумия» (1999), «Гладиатор» (2000), «Александр» (2004), «Принц Персии: Пески времени» (2010) и даже «Игра престолов».
У нас появляется возможность изучить особенности местного строительства. Говоря цензурным языком, строят тут из земли и палок. В прямом смысле этого слова. Куски земли спрессовывают, а доски, точнее куски веток, используют как каркас. Это может показаться диким и забавным, но подобная технология набирает сейчас популярность в Европе для обработки стен. Оказалось, что ни один современный строительный материал не может дать такого качества теплоизоляции. Все новое — хорошо забытое старое.
Правда, как говорят местные, каждые 3-4 года приходится или ремонтировать жилье, или строить заново.
Организаторы предлагают нам потестировать машины на воде, чем мы с удовольствием и занимаемся, смывая грязь и пыль дорог.
Последний участок до Марракеша проходит по асфальтовому горному серпантину. В Марокко нет камер контроля скорости, и мы отрываемся по полной. Хотя штрафы за нарушение тут очень серьезные.
Машина, несмотря на внедорожную резину, очень уверенно держит траекторию на высоких скоростях.
Единственный минус — даже в спортивном режиме есть сильная просадка. Ты жмешь на педаль в пол, а машина как бы задумывается: «Ты точно хочешь полный газ? Вот прям точно?» И если не отпустить газ, 286 лошадиных сил вдавливают тебя в сиденье. Чтобы избавиться от этого подтупливания, можно включить ручное переключение скоростей.
Марракеш. Этот город относится к четверке имперских городов Марокко. В средневековой части города, так называемой медине, вы встретите лабиринты улочек и красочные базары, где продаются традиционные текстильные изделия, керамика и ювелирные украшения.
Не могу сказать, что тут можно купить что-то действительно нужное. Большинство продукции пригодится только в Марокко. Но прикупить какой-то сувенир на память можно за вполне сносные деньги.
Самое главное — помнить, что цена, которую тут называют, точно завышена в несколько раз. Торговаться можно и нужно. Сбивать цену, думать, уходить и возвращаться. И тогда 200 дирхам за кусок камня легко могут превратиться и в 40, и даже в 20 дирхам «финал прайс».
Запомните четыре пункта, которые очень не рекомендуется делать в Марокко:
1. Фотографировать королевский дворец, военных и любых других представителей власти (как минимум нужно спросить разрешения).
2. Вывозить местную валюту (дирхам) из страны. Если вы меняете валюту, то обязательно берите справку. По ней вы сможете обменять остатки обратно в аэропорту.
3. Выпивать в публичных местах. Например, на улице. Алкоголь можно найти в крупных супермаркетах, цены вполне приемлемые. Можно выпивать в некоторых ресторанах.
4. Ввозить дроны. Если вы мечтаете снять страну с высоты птичьего полета — забудьте. Дрон точно найдут и конфискуют на таможне. Обратно придется выкупать за 200 дирхам (примерно 20 евро).
А в остальном Марокко вполне себе цивилизованная страна. Тут есть и рестораны, и даже барбершопы. Разговаривают в основном на двух языках: арабском и берберском. Хорошо знают французский. Плохо английский. Узнав, что ты из России, вспоминают пару фраз на русском.
Марокко — яркая, но бедная страна. Она запомнилась мне дружелюбными жителями, каждый из которых хотел мне что-то продать или как-то на мне заработать (например, показав окрестности). Тут очень вкусные фрукты и практически нет привычных развлечений. В 6 утра тебя будит громкий призыв на молитву, а вечером в ресторане можно распивать алкоголь и танцевать с местными. Прекрасные пейзажи и местный колорит точно запомнятся любому.
Советы для тех, кто планирует впервые посетить Марокко
- Возьмите с собой пишущую ручку. В аэропорту по прилете и перед вылетом нужно заполнить миграционный бланк. Их сотни на специальных стойках. Но нет ни одной ручки!
- Запасайтесь наличными, особенно разменом. За все услуги местных принято платить. Даже если они говорят, что это бесплатно.
- Покупайте местную симку. Интернет в отелях есть, среднего качества. А во время путешествия лучше всего пользоваться оператором Orange. У него очень хорошее покрытие по стране.
- Захватите с собой влажные салфетки и гель-антисептик. Они точно не будут лишними
Спасибо компании Volkswagen за возможность протестировать новый «Туарег».
Автомобиль оставил очень приятные впечатления. К замечаниям можно отнести медленную реакцию на «педаль в пол», легкое поскрипывание панорамного люка и постоянный сброс части настроек после выключения зажигания (каждый раз приходится выключать удержание в полосе).
В остальном новый Touareg хорош. Он мощный, уверенно держит дорогу и спокойно покоряет легкое бездорожье. В салоне невероятно тихо. Дизель не слышно, как и шум от ветра или гравия снаружи.
С точки зрения внешнего вида и общих впечатлений есть ощущение, что новый Touareg готов конкурировать не только с Audi Q7 и Porsche Cayenne, но и с более дорогими автомобильными брендами.
Текст, фото: Александр Кукса
Понравилось? Подписывайтесь на канал БигПикчи в Яндекс Дзен!