Так сложилось, что жители побежденной страны не могут добродушно встречать армию победителя. Но удивительно – в 1814 году, когда русская армия вошла в Париж, местные жители их встретили довольно благожелательно. Французы так хорошо приняли русских солдат, что после их ухода на берегах Сены родилось множество хорошеньких светловолосых младенцев.
Заграничные походы – так назывались две освободительных кампаний русской армии, которые состоялись в 1813-1814 годах. Российская империя, победив Наполеона, помогла другим европейским державам одолеть Бонапарта.
В 1814 году состоялась битва за Париж. В первый же день в бою погибло около 6 тысяч русских солдат. После победы, наши солдаты торжественно вошли в Париж, который на тот момент был крупнейшим городом Европы. Там проживало более 700 тысяч человек.
Французский историк Мари-Пьер Рей говорит, что русские солдаты, согласно приказа Александра I о хорошем поведении, вели себя в городе безупречно, благодаря этому, отношение парижан к ним было благосклонно.
Французы слабо представляли себе русских людей. Многие из них думали, что в скором времени в город войдут дикие «варвары с Севера», и накажут всех французов за вторжение Наполеона в 1812 году. Но к удивлению многих, в Париж вошли нарядные, красивые офицеры, многие из них свободно говорили по-французски. Офицеры, особенно дворянских кровей, с глубоким уважением относились к французам, считая их носителем великой культуры и теми, на которых России нужно равняться.
Александр I разрешил расквартироваться в Париже только гвардейским частям – а они были элитой российской армии. К тому же, на хорошее отношение к русским повлияло и то, что царь приказал отпустить из плена 1,5 тысяч человек, а также гарантировал французским жителям их безопасность.
Денег у русских солдат было предостаточно, ибо накануне они получили жалование за всю военную кампанию в многократном размере. Поэтому французы встречали щедрых и бравых ребят с распростёртыми объятиями.
Через два месяца армия Александра I покинула Париж, оставив после себя хорошее впечатление и многочисленное потомство.
Дела любовные
Будущий декабрист, участник войны с Наполеоном капитан-лейтенант Николай Бестужев так описывал Париж:
В этом городе надобно молодому человеку всего более сохранять свой кошелек и нравственность
В отличие от русских девушек, француженки носили не такие длинные платья. Если в России на дворянке и крестьянке можно было увидеть в основном длинные платья, которые доставали до полу, французские дамы предпочитали, чтобы были видны лодыжки и часть икры. Горячим русским солдатам этого было достаточно, чтобы забурлила кровь под шинелью.
На заигрывания русских военных француженки отвечали симпатией. По воспоминаниям современников, французские дамы жаловались на то, что от французских офицеров несло казармой, а русские офицеры были словно из высшего общества.
На гравюре художника Георга Эмануэля Опи, который посетил Париж в 1814 году, запечатлено, как уличная торговка предлагает казакам купить презервативы. На упаковке можно разглядеть надпись rob antisifilitique, что означает с французского «одежда против сифилиса».
10 тысяч дезертиров из русской армии
Наблюдая свободную жизнь во Франции, не все солдаты захотели возвращаться в Россию. Некоторые современники говорят о более 40 тысяч дезертировавших из армии. Но на самом деле, эта цифра, по словам современных историков, завышена примерно в четыре раза. Иными словами, дезертировавших было около 10 тысяч человек из примерно 60 тысячной армии Александра I .
В основном солдаты шли на работу к французским фермерам. Русским солдатам нравилось уважительное отношение к работникам труда, хорошая оплата труда и вкусная кухня. Нашлось место и личным перспективам – свободные дочери землевладельцев с симпатией смотрели на русским красавцев.
Масштаб дезертирства был настолько большим, что на него обратил сам император Александр I. Он попросил Людовика XVIII помочь вернуть дезертиров на родину. Но французские фермеры не торопились отдавать таких хороших работников и мужей, а насильно забирать их никто не собирался.