После нескольких месяцев задержек ВВС США планируют запустить первый из нового поколения спутников GPS, предназначенных для более точной, безопасной и универсальной работы.
Однако, многие анонсируемые функции не будут доступны до 2022 года или позже из-за проблем в разработке наземной системы управления спутниками. На данный момент управление группировкой из 31 спутника NAVSTAR осуществляется из центра управления 50-го космического крыла ВВС США Шривер (Schriever AFB) близ Колорадо-Спрингс.
Ракета SpaceX Falcon 9 должна взлететь с мыса Канаверал во Флориде во вторник 18 декабря. После выведения на орбиту новый аппарат станет первым из 32 спутников серии GPS III и заменит самый старый из состава действующей орбитальной группировки.
По сравнению со своими предшественниками, спутники GPS III будут обеспечивать более мощный, точный и защищенный сигнал для военных. Делая на этом акцент, американцы как бы намекают на недавние обвинения в адрес России в блокировании сигнала GPS в ходе учений Trident Juncture 2018 в Норвегии.
GPS III также обеспечит устойчивый сигнал для обычных потребителей, совместимый с другими навигационными системами, например европейской Galileo. Это означает, что гражданские приемники, способные принимать новый сигнал, будут иметь больше спутников для фиксации, тем самым повыситься точность позиционирования.
Ожидается, что новые спутники будут предоставлять информацию о местоположении в три раза более точную, чем действующие аппараты.
Нынешние гражданские GPS-приемники имеют точность от 3 до 10 метров, в зависимости от метео- и географических условий. Третье поколение навигационного оборудования позволит повысить точность до 1 метра, а то и ближе при благоприятных условиях. Такие показатели соизмеримы с точностью военных систем.
Рекомендуем: Новейший американский звездолет сделан по советским лекалам
Одними из тех недоступных «плюшек», которые заложены в спутники GPS третьего поколения, станет повышение уровня сигнала и его помехоустойчивость. Казалось бы, для чего тогда осуществлять запуск сейчас, если только к 2022-2023 годам будет создана обновленная наземная система управления группировкой?
Делается это для того, чтобы после завершения создания наземного комплекса управления, определенная группировка спутников нового поколения уже имелась на орбите. Плюс ко всему, с каждым годом необходимость замены старых аппаратов будет возрастать.
Военные, при этом, смогут воспользоваться всеми плюсами новых спутников раньше гражданских. Они станут получать сигнал в приоритетном порядке по мере строительства наземной структуры, в отличии от простых пользователей, которым придется ждать полного завершения «наземного» обновления.
Стоимость первых 10 спутников оценивается в $577 млн за единицу, что примерно на 6% выше первоначальной их стоимость по оценкам 2008 года с поправкой на инфляцию. Пентагон заявляет, что оставшиеся 22 аппарата будут стоить бюджету $7,2 млрд., однако, аудиторы называют цифру в $12 миллиардов.
Первый спутник GPS III был готов почти на 2,5 года раньше намеченного срока. Могли и быстрее, но негативно сказались задержки с поставкой ключевых компонентов, повторное тестирование некоторых элементов и решение ВВС впервые использовать ракету Falcon 9 для запуска навигационного спутника, что потребовало дополнительного времени для сертификации ракеты Falcon 9 под стандарты ВВС.
Рекомендуем: Разведывательный бомбардировщик страны Советов. Быстрее, выше, мощнее.
Новая наземная система управления, называемая OCX, находится в значительно худшем состоянии. Если GPS III разрабатывает Lockheed Martin, то над OCX работает Raytheon, который по крайней мере на четыре года отстает от графика и, как ожидается, завысит стоимость проекта с ожидаемых $3,7 млрд. до $6.2 млрд.
Еще один интересный момент, Министерство обороны США и Raytheon вели активную борьбу за соответствие OCX стандартам кибербезопасности (ведь китайские и «русские» хакеры не дремлют), однако, по результатам проведенной инспекции работу эту они провалили.
После этого компания Raytheon смогла преодолеть проблемы с кибербезопасностью, и с натяжкой выйти на планируемый бюджет и график поставки. Представители Raytheon заявляют о готовности запустить систему управления спутниками GPS нового поколения уже к июню 2021 года, несмотря на более пессимистические прогнозы аудиторов.
ВВС ждать завершения развертывания OCX не планируют и уже разработали некие обходные пути, чтобы использовать спутники GPS III по максимуму, о которых не сообщают.
В то время как первый GPS III в ожидании взлета во Флориде, сборка второго аппарата завершена, и он готов к транспортировке на мыс Канаверал из комплекса Lockheed Martin в предгорьях Скалистых гор к югу от Денвера. Запуск его ожидается следующим летом, хотя точной даты пока нет.
Рекомендуем: Новейший дальний перехватчик МиГ-41. Космос и гиперзвук.
Еще шесть спутников сейчас находятся на стадии сборки в «чистом помещении» - сборочном комплексе, в который не может попасть даже микроскопическая пылинка.
Запуск первого аппарата нового поколения навигационной спутниковой системы GPS характерен еще одним интересным фактом. ВВС США впервые дают спутнику имя! Первый аппарат новой линейки получил имя Веспуччи, в честь великого итальянского мореплавателя Америго Веспуччи, чье имя было принято ранними картографами для обозначения континентов Западного полушария.
Подписывайтесь на наш канал, оставляйте свои комментарии в INSTAGRAM и TELEGRAM! ТОЛЬКО ТАМ всё самое крутое!
Кликайте по рекламе, поддержите наш проект!
P.S. Что касается России, то орбитальная группировка навигационной системы ГЛОНАСС составляет 26 космических аппаратов, 24 из которых используются по своему назначению, один находится в резерве и еще один на этапе летных испытаний.
Однако, российские ученые решили сделать ставку на развитие альтернативных систем... способных работать БЕЗ СПУТНИКОВ!