Найти в Дзене
Дорожные Будни

Легендарный ЗИЛ. Истории и интересные факты о первом поколении

Всем привет, друзья!

Сегодня мы поговорим о легендарном ЗИЛ. Я вам расскажу историю его создания и мы узнаем за счет чего он так полюбился народу.

Разработка трехосного автомобиля грузоподъемностью 8 тонн с осевой нагрузкой 6 тонн, началась в 1961 году. По основным агрегатам будущий грузовик был унифицирован ЗИЛ-130. Грузовик ЗИЛ-133 изначально создавали как тягач для постоянной работы с прицепами, поэтому опытные экземпляры оснащались как форсированными двигателями типа ЗИЛ-130, так и двигателями ЗИЛ-375 объемом 7 литров. Коробки передач были пятиступенчатыми с двухступенчатым или с трехступенчатым демультипликатором. Некоторые опытные образцы пробовались с бездисковыми колесами.

Первыми были построены седельный тягач и длиннобазный бортовой грузовик, хотя базовым автомобилем считался ЗИЛ-133, который появился лишь в 1964 году. Машины прошли испытания и были одобрены к серийному производству. К этому времени на конвейер встал ЗИЛ-131 и для организации выпуска "133" не хватало ресурсов, хотя постройка опытных опытных образцов и испытания были продолжены.

Седельный тягач.
Седельный тягач.

В 1968 году построены временные образцы ЗИЛ-133 с серийным двигателем ЗИЛ-130 без понижающей передачи, но такие машины не могли работать с прицепом.

Вышеназванный бортовой грузовик с удлиненной базой получил индекс Г1, а строительному самосвалу грузоподъемностью 7 тонн дали имя Д1.

Опытных самосвалов было построено 4 штуки, на каждом из которых пробовались различные строительные установки.

-3
Опытный ЗИЛ-133Д1 с самосвальной платформой МАЗ-503
Опытный ЗИЛ-133Д1 с самосвальной платформой МАЗ-503
ЗИЛ-133Д1 с самосвальной установкой ММЗ-958А
ЗИЛ-133Д1 с самосвальной установкой ММЗ-958А

Позже на один из самосвалов установили автоматическую коробку передач иностранного производства. Также из опытных образцов стоит упомянуть ЗИЛ-133Н, который представлял собой грузовик повышенной проходимости.

В 1968 году автомобиль с бортовой платформой и стандартной колесной базой был исключен из семейства ЗИЛ, так как имел малую эффективность, а именно небольшую грузовую платформу при высокой грузоподъемности.

Упрощенные временные машины были намного ближе по конструкции к массовому ЗИЛ-130, поэтому развернуть массовое производство было достаточно просто.

Эталонный грузовик Г1 с двигателем ЗИЛ-130 построили в 1974 году с меньшим придаточным числом на задней оси, измененными рессорами, новой тормозной системой и дисковыми колесами. Через год началась серийная постройка данного автомобиля.

-6

Опыт накопленный при создании трехосного автомобиля ЗИЛ-133ГЯ с дизельным топливом и увеличенной грузоподъемностью до 10 тонн лег в основу модернизации 133Г1. В результате в 1976 году был создан Г1 с 10-тонной нагрузкой. В 1977 году этот автомобиль получил имя ЗИЛ-133Г2. Выпуск этой модели стартовал в 1979 году и по мере увеличения темпов сборки 133ГЯ к 1984 году постепенно сошел на нет.

На этом первая часть окончена. Подписывайся и ставь лайки.