Найти тему

Чувство Родины

Алла Докучаева

Именно взаимное уважение друг к дру­гу людей с разными национальными тра­дициями обеспечивает спокойствие и стабильность, и детские творческие со­чинения, независимо от того, какими фа­милиями подписаны — башкирскими, рус­скими или татарскими, — дышат радостью бытия, умением удивляться красоте родно­го края, гордостью и за малую родину, и за большую страну Россию.

Организаторы обещали издать сбор­ник лучших сочинений — это будет заме­чательно! А пока хочется хотя бы вкратце рассказать о содержании тех откровений и наблюдений, которыми поделились юные граждане нашей республики от 6 до 18 лет.

Конечно, даже сравнить невозмож­но проникновенную новеллу ученицы 11 класса Софии Урманчеевой «Сказка о черном чемодане» со стишком 8-летней Полины Гулиной «Мои сладкие сны», но и у той, и у другой речь идет о человечес­ких чувствах. У старшей это зрелое раз­мышление: «Нет ничего постыдного в том, чтобы плакать, и ничего ужасного в том, чтобы чувствовать. Все мы люди и не научились забывать наши горести на­всегда, топить их в глубоком море. Разве и не в том истинное счастье, чтобы чувс­твовать? Чувствовать и хорошее, и плохое. Мы чувствуем, чтобы жить». У малышки — описание детских переживаний и мажор­ные, и минорные: «Снятся мне во сне иг­рушки, снятся яркие цвета, как летают на подушке. Ах, какая красота!.. На траве ле­жу, читаю, я расстроена слегка, но потом я замечаю хвостик рыжего щенка...»

Каждый возраст воспринимает окру­жающий мир по-своему, с разной степе­нью серьезности, но важно, что дети раз­мышляют о жизни с одинаковой заинте­ресованностью. По глубине разработки темы эссе «Кино в моей жизни» перво­курсницы БашГУ Яны Нургалеевой стоит особняком в ряду других сочинений. Хоть учится она на биофаке, из нее получился бы интересный кинокритик — настоль­ко тонко, смело и в то же время доброже­лательно разбирается в проблемах совре­менного кинематографа, проявляя эру­дицию, хороший вкус и горячее желание болеющего за российское экранное ис­кусство человека видеть его на высоте луч­ших образцов советского и мирового ки­но. Вот только один короткий кусочек из ее сочинения: «Тяжело для моего воспри­ятия так называемое „осовременивание11 русской классики. Думаю, не одну меня посетило горькое чувство досады, когда в анонсах рекламировали фильмы „Дуэль“ и „Бесприданница“ как „современную
киноверсию“ пушкинского „Евгения Онегина“ и известной драмы Островс­кого. Видимо, у сценаристов не хватает собственной фантазии, и они, замахнув­шись на великое, опошлили классику, не­смотря на неплохой актерский состав.»

Мураду Старикову — 14 лет, Регине Му­синой — 9, и оба сочиняют чудесные сказ­ки о растениях. Мурад фантазирует о том, почему у огурца на ко­жице пупырышки и отку­да взялись иголки у елки, а Регина — как наказана гордая роза за желание выделиться среди дру­гих цветов. У обоих авторов коротенькие истории так своеоб­разны и неожиданны, что хоть сейчас пре­вращай их в сценарии для мультфильмов. Чи таешь эти сочинения, или сказки третьеклассника Ро мана Кайбышева о волшебном рюкзаке и о чистюле пакете, нена­видящем мусор, или истории о волшебной стране насекомых Даши Барановой из Чес- ноковки, и можно утешить Яну Нургалееву тем, что подрастают будущие сценаристы, а может, и режиссеры — так композицион­но точно выстраивают они свои маленькие произведения.

Конечно, и их руководители постара­лись. Остается только порадоваться, что у ребят есть такие педагоги, как Элеоно­ра Георгиевна Дударь из уфимского лицея

Алла ДОКУЧАЕВА

№ 21, Вера Николаевна Бушаева из шко­лы № 4 (Затон), Руша Рафиковна Султано­ва из Кумертау или Рауфа Рафиковна Ися- нова из Юмашевской школы им. Алибаева. Лана Равилевна Сайфуллина, Ирина Вла­димировна Чванова, Светлана Александ­ровна Белоусова, Эльвира Рафитовна Ва- сикова, Галина Михайловна Черненкова... — просто невозможно перечислить всех на­ставников, чьи подопечные стали победи­телями конкурса «Родник» в номинациях «Первые шаги» и «Мир вокруг меня».

Истории из детской жизни подкупают чистотой и искренностью, будь то светлое повествование со счастливым концом се­милетнего Арсения Казакова из затонской школы № 104 о том, как мальчик защитил старика от жестокости своих хулиганис­тых сверстников или поэтическое «раска­яние» четвероклассника из сосед­ней школы № 4 Гриши Смир­нова о том, как прогулял с другом уроки, сбежав на рыбалку.

Лауреаты конкур­са из средней и стар­шей группы уже не просто констатиру­ют запомнившие­ся им факты и на­блюдения, а выска­зывают «мысли по поводу». Так девяти­классница из Кумертау Фанзиля Халилова, меч­тающая о поэтической карь­ере, и в самом деле очень лирич­но описывает родную деревню Ново-Му- сино, где сохранились подземные амбары, где в заброшенных садах растут яблони, вишни, цветет черемуха, где соседние во­доемы полны народных легенд. Одну из них — об озере Алмабика, принявшем в свои воды девушку, не пожелавшую выйти замуж за нелюбимого, — она и воспроиз­водит. Вспоминая о своих снах, в которых она над горами летит как птица и видит радугу, завершает сочинение надеждой:

«Легенда башкир повествует — кто сумеет пройти под радугой, тот сможет воплотить в жизнь свои мечты и желания».

Гульсида Барылбаева, ученица 11 клас­са из села Юмашево, наблюдая на берегу речки Кувашлы за прилетавшей туда цап­лей, не просто удивилась, что «такая ред­кая птица спокойно бродит по реке среди домашних гусей и уток целый месяц», но разузнала, почему так случилось: «Цап­ли стали появляться в наших краях после постройки водохранилища. Местные жи­тели говорят, что с каждым годом крыла­тых друзей становится все больше. Пре­красен мир живой природы. Нам только надо его беречь, умножать, познавать и входить в него другом».

Юные авторы гордятся своей республи­кой, изучают ее историю, равняются на тех, кто приносит славу Башкортостану. Уфим­ское отделение межрегионального Ша­ляпинского центра наградило несколько участников конкурса специальными при­зами, среди них — шестиклассницу уфим­ской школы № 156 Аделину Зайнетдино- ву. Своей героиней Аделина выбрала нашу землячку — пианистку с мировой славой Веру Тиманову, ученицу Ференца Листа, которая в преклонном возрасте погибла во время блокады Ленинграда. Алиса Розе из лицея № 21 написала о своем прадедушке Матвее Васильевиче Турчанинове — кадро­вом офицере, награжденном орденом Бое­вого Красного Знамени, погибшем в 33 го­да в боях с фашистами под Ржевом, и о его брате Михаиле Васильевиче Турчанинове — тоже участнике сражений Великой Оте­чественной войны, в том числе в составе кавалерийского полка под командованием генерала Шаймуратова.

Особенно ярко выразила свою любовь к родному краю восьмиклассница уфимс­кой школы № 104 им. Шаймуратова Даяна Габитова (руководитель Юлия Анатольев­на Макеева). Кусочек ее работы посвящен рассказу о походе с одноклассниками по белорецким местам:

«Пылят впереди мальчишки, позади пых­тит Влада. Все уставшие, кажется, даже красота вокруг всем надоела. И вдруг — чу­до! Дорога резко поворачивает в сторону, и перед нами необыкновенной расцветки и формы ковер: нежно-голубая середина об­рамлена чудесным орнаментом из сиренево­го, серого, зеленого, коричневого. Это в лесу небольшое озерцо. Высокая изумрудная тра­ва на берегу, небольшой песчаный пляж сре­ди деревьев. Сколько визга и радости! Буд­то не было нескольких длинных километров с чугунными рюкзаками за спиной!

Мы сидели у костра всю ночь. Казалось, не найти места на земле красивее этого. Даже неугомонные комары спали. А по­том был рассвет. Солнце еще не появилось, а вершины деревьев зарозовели, и каждое деревце словно вверх потянулось, желая, наверное, как и мы, первым увидеть сол­нце. И вот оно появилось, заструилось по веткам, по золотистому песку, еще не це­ликом, только краешек, но молодое, умы­тое, свежее... Много красивых мест до­велось мне увидеть в Крыму, на Кавказе, Урале. Но память об этом озерце живет во мне как память об уходящем детстве.

Нам по 14-15 лет. Совсем скоро мы окон­чим школу. Какими мы будем?Наверное, та­кими, как есть, потому что в 14-15лет чело­век уже стал тем, чем он будет. И если есть во мне что-то светлое, хорошее, то это бла­годаря тому, что существует на нашей пла­нете удивительная республика — Башкор­тостан! Ия с радостью могу сказать вместе с такими выдающимися людьми, как Мажит Гафури, Габдулла Тукай, Мустай Карим, что Башкортостан — это моя Родина!»

.А говорят: воспитывать патриотизм. Он рождается именно так, как у этой юной девочки — юного гражданина своей вели­кой Родины. Из ароматов леса и речки, из пейзажа бабушкиной деревни, из мами­ных праздничных пирогов, из солдатских фотографий прадедов, из искренних слов любимого учителя, из дружбы одноклас­сников, из умной книжки.

Это и есть тот родник, те истоки, из ко­торых складывается главное человеческое чувство — чувство Родины.