Алла Докучаева
Именно взаимное уважение друг к другу людей с разными национальными традициями обеспечивает спокойствие и стабильность, и детские творческие сочинения, независимо от того, какими фамилиями подписаны — башкирскими, русскими или татарскими, — дышат радостью бытия, умением удивляться красоте родного края, гордостью и за малую родину, и за большую страну Россию.
Организаторы обещали издать сборник лучших сочинений — это будет замечательно! А пока хочется хотя бы вкратце рассказать о содержании тех откровений и наблюдений, которыми поделились юные граждане нашей республики от 6 до 18 лет.
Конечно, даже сравнить невозможно проникновенную новеллу ученицы 11 класса Софии Урманчеевой «Сказка о черном чемодане» со стишком 8-летней Полины Гулиной «Мои сладкие сны», но и у той, и у другой речь идет о человеческих чувствах. У старшей это зрелое размышление: «Нет ничего постыдного в том, чтобы плакать, и ничего ужасного в том, чтобы чувствовать. Все мы люди и не научились забывать наши горести навсегда, топить их в глубоком море. Разве и не в том истинное счастье, чтобы чувствовать? Чувствовать и хорошее, и плохое. Мы чувствуем, чтобы жить». У малышки — описание детских переживаний и мажорные, и минорные: «Снятся мне во сне игрушки, снятся яркие цвета, как летают на подушке. Ах, какая красота!.. На траве лежу, читаю, я расстроена слегка, но потом я замечаю хвостик рыжего щенка...»
Каждый возраст воспринимает окружающий мир по-своему, с разной степенью серьезности, но важно, что дети размышляют о жизни с одинаковой заинтересованностью. По глубине разработки темы эссе «Кино в моей жизни» первокурсницы БашГУ Яны Нургалеевой стоит особняком в ряду других сочинений. Хоть учится она на биофаке, из нее получился бы интересный кинокритик — настолько тонко, смело и в то же время доброжелательно разбирается в проблемах современного кинематографа, проявляя эрудицию, хороший вкус и горячее желание болеющего за российское экранное искусство человека видеть его на высоте лучших образцов советского и мирового кино. Вот только один короткий кусочек из ее сочинения: «Тяжело для моего восприятия так называемое „осовременивание11 русской классики. Думаю, не одну меня посетило горькое чувство досады, когда в анонсах рекламировали фильмы „Дуэль“ и „Бесприданница“ как „современную
киноверсию“ пушкинского „Евгения Онегина“ и известной драмы Островского. Видимо, у сценаристов не хватает собственной фантазии, и они, замахнувшись на великое, опошлили классику, несмотря на неплохой актерский состав.»
Мураду Старикову — 14 лет, Регине Мусиной — 9, и оба сочиняют чудесные сказки о растениях. Мурад фантазирует о том, почему у огурца на кожице пупырышки и откуда взялись иголки у елки, а Регина — как наказана гордая роза за желание выделиться среди других цветов. У обоих авторов коротенькие истории так своеобразны и неожиданны, что хоть сейчас превращай их в сценарии для мультфильмов. Чи таешь эти сочинения, или сказки третьеклассника Ро мана Кайбышева о волшебном рюкзаке и о чистюле пакете, ненавидящем мусор, или истории о волшебной стране насекомых Даши Барановой из Чес- ноковки, и можно утешить Яну Нургалееву тем, что подрастают будущие сценаристы, а может, и режиссеры — так композиционно точно выстраивают они свои маленькие произведения.
Конечно, и их руководители постарались. Остается только порадоваться, что у ребят есть такие педагоги, как Элеонора Георгиевна Дударь из уфимского лицея
Алла ДОКУЧАЕВА
№ 21, Вера Николаевна Бушаева из школы № 4 (Затон), Руша Рафиковна Султанова из Кумертау или Рауфа Рафиковна Ися- нова из Юмашевской школы им. Алибаева. Лана Равилевна Сайфуллина, Ирина Владимировна Чванова, Светлана Александровна Белоусова, Эльвира Рафитовна Ва- сикова, Галина Михайловна Черненкова... — просто невозможно перечислить всех наставников, чьи подопечные стали победителями конкурса «Родник» в номинациях «Первые шаги» и «Мир вокруг меня».
Истории из детской жизни подкупают чистотой и искренностью, будь то светлое повествование со счастливым концом семилетнего Арсения Казакова из затонской школы № 104 о том, как мальчик защитил старика от жестокости своих хулиганистых сверстников или поэтическое «раскаяние» четвероклассника из соседней школы № 4 Гриши Смирнова о том, как прогулял с другом уроки, сбежав на рыбалку.
Лауреаты конкурса из средней и старшей группы уже не просто констатируют запомнившиеся им факты и наблюдения, а высказывают «мысли по поводу». Так девятиклассница из Кумертау Фанзиля Халилова, мечтающая о поэтической карьере, и в самом деле очень лирично описывает родную деревню Ново-Му- сино, где сохранились подземные амбары, где в заброшенных садах растут яблони, вишни, цветет черемуха, где соседние водоемы полны народных легенд. Одну из них — об озере Алмабика, принявшем в свои воды девушку, не пожелавшую выйти замуж за нелюбимого, — она и воспроизводит. Вспоминая о своих снах, в которых она над горами летит как птица и видит радугу, завершает сочинение надеждой:
«Легенда башкир повествует — кто сумеет пройти под радугой, тот сможет воплотить в жизнь свои мечты и желания».
Гульсида Барылбаева, ученица 11 класса из села Юмашево, наблюдая на берегу речки Кувашлы за прилетавшей туда цаплей, не просто удивилась, что «такая редкая птица спокойно бродит по реке среди домашних гусей и уток целый месяц», но разузнала, почему так случилось: «Цапли стали появляться в наших краях после постройки водохранилища. Местные жители говорят, что с каждым годом крылатых друзей становится все больше. Прекрасен мир живой природы. Нам только надо его беречь, умножать, познавать и входить в него другом».
Юные авторы гордятся своей республикой, изучают ее историю, равняются на тех, кто приносит славу Башкортостану. Уфимское отделение межрегионального Шаляпинского центра наградило несколько участников конкурса специальными призами, среди них — шестиклассницу уфимской школы № 156 Аделину Зайнетдино- ву. Своей героиней Аделина выбрала нашу землячку — пианистку с мировой славой Веру Тиманову, ученицу Ференца Листа, которая в преклонном возрасте погибла во время блокады Ленинграда. Алиса Розе из лицея № 21 написала о своем прадедушке Матвее Васильевиче Турчанинове — кадровом офицере, награжденном орденом Боевого Красного Знамени, погибшем в 33 года в боях с фашистами под Ржевом, и о его брате Михаиле Васильевиче Турчанинове — тоже участнике сражений Великой Отечественной войны, в том числе в составе кавалерийского полка под командованием генерала Шаймуратова.
Особенно ярко выразила свою любовь к родному краю восьмиклассница уфимской школы № 104 им. Шаймуратова Даяна Габитова (руководитель Юлия Анатольевна Макеева). Кусочек ее работы посвящен рассказу о походе с одноклассниками по белорецким местам:
«Пылят впереди мальчишки, позади пыхтит Влада. Все уставшие, кажется, даже красота вокруг всем надоела. И вдруг — чудо! Дорога резко поворачивает в сторону, и перед нами необыкновенной расцветки и формы ковер: нежно-голубая середина обрамлена чудесным орнаментом из сиреневого, серого, зеленого, коричневого. Это в лесу небольшое озерцо. Высокая изумрудная трава на берегу, небольшой песчаный пляж среди деревьев. Сколько визга и радости! Будто не было нескольких длинных километров с чугунными рюкзаками за спиной!
Мы сидели у костра всю ночь. Казалось, не найти места на земле красивее этого. Даже неугомонные комары спали. А потом был рассвет. Солнце еще не появилось, а вершины деревьев зарозовели, и каждое деревце словно вверх потянулось, желая, наверное, как и мы, первым увидеть солнце. И вот оно появилось, заструилось по веткам, по золотистому песку, еще не целиком, только краешек, но молодое, умытое, свежее... Много красивых мест довелось мне увидеть в Крыму, на Кавказе, Урале. Но память об этом озерце живет во мне как память об уходящем детстве.
Нам по 14-15 лет. Совсем скоро мы окончим школу. Какими мы будем?Наверное, такими, как есть, потому что в 14-15лет человек уже стал тем, чем он будет. И если есть во мне что-то светлое, хорошее, то это благодаря тому, что существует на нашей планете удивительная республика — Башкортостан! Ия с радостью могу сказать вместе с такими выдающимися людьми, как Мажит Гафури, Габдулла Тукай, Мустай Карим, что Башкортостан — это моя Родина!»
.А говорят: воспитывать патриотизм. Он рождается именно так, как у этой юной девочки — юного гражданина своей великой Родины. Из ароматов леса и речки, из пейзажа бабушкиной деревни, из маминых праздничных пирогов, из солдатских фотографий прадедов, из искренних слов любимого учителя, из дружбы одноклассников, из умной книжки.
Это и есть тот родник, те истоки, из которых складывается главное человеческое чувство — чувство Родины.