Пятница. Вечер. Не люблю ходить в кино, поэтому устроил кинотеатр себе дома. Сегодня у меня был сеанс "Тряпичный союз" (Россия, 2015). Фильм, который оправдал спойлер "российский, за который не стыдно". По стилистике - авангардный, молодежный, артхаусный, гремучая смесь треша Эмира Кустурицы и Гая Ричи, с "мылодрамой" Шрейрера с его экранизацией романа Грина "Бумажные города". Посмотрел, не отрываясь, менталитет отечественный передает на все 100%, безбашенная юность. Главная мысль после просмотра: эту бы недюжинную мощь молодецкую да в мирное бы русло... Но не все сразу.
Самый известный актер из всего коллектива, отнюдь не главный персонаж, а Александр Паль. Многим его лицо покажется знакомым, причем не спроста, он снимался в таких фильмах, как "Горько!" и "Без границ", на мой вкус, эта его роль более сильная, чем в двух вышеназванных фильмах. Его образ Попова здесь очень цельный, показаны причины, почему въедливый юноша пытается спасти народ русский. В своей семье он стал ненароком Павликом морозовым, так как от его кляузы ментам на наркоторговцев, губивших его братьев, в итоге пострадали именно его собственные родители. Поэтому он уезжает из родного города в Москву, где и находит Петра, и вместе с Андреем они создают Тряпичный союз. Именно в эту организации, то ли скинхедов, то ли паркуристов, сидя на кладбище в костюме памятника и попадает главный герой Ваня, еще недавно уплетая мамин суп. Несколько сюрреалистчно, но по сравнению с картинами Питера Брейгеля старшего, ситуация жизненная и достаточно правдободобная.
Интеллигентный юноша Ваня, от лица которого ведется повествование, вспоминает, как ему проломили голову, такая композиция сразу задает интригу, и держит весь фильм интерес, создавая немой вопрос, как же так все вышло. Именно после знакомства с тремя очень странными парнями начинается настоящий трэш. Вместе вчетвером они создают «Тряпичный Союз» и верят, что могут изменить весь мир. Подобно мушкетерам, где Ваня - Д'Артаньян, Попов - Атос, Андрей -Арамис, Петр - Портос. Радуясь новому кругу общения, Ваня зовет друзей на дачу умершей бабушки и старается стать полноценной частью компании, миролюбиво участвуя в их тренировках. Все вместе они ищут, огромную благую цель своей феноменальной организации "Тряпичный союз", и тренируются, пытаясь сдвинуть пятиэтажку, они напоминают Дон Кихота. Однако согласно, уверовавшем в силу мысли Попова: "Толкаешь одно, а падает другое". Падает не пятиэтажка, а кое-что на соседней детской площадке.
Как у мушкетеров этому союзу угрозой является женщина. Как многие подобные по типажу дамы, она коварна, хитра и эгоистична. В роли Миледи выступает соседская девушка Саша. Она флиртует с Ваней, и ей очень нравится мужское внимание, для нее это тоже способ доказать всем, и особенно папе, что она - уже взрослая. Естественно она красива, но чтобы общаться с парнями, быть к ним ближе одевается и разговаривает по-свойски, как "пацанка", что неудивительно для деревенской местности, где летом и тусуется подобная публика.
Ване очень симпатична Саша, потом она также пользуется вниманием Андрея и Пети, и только крайне политизированный Попов вниманию даме предпочитает есть синих жуков, вызывающих галлюцинации. Ребята решают в итоге, как в песне "Если друг, оказался вдруг, влюблен, а ты на его пути", что Саша будет парой писанному красавцу Пете. Устраивают шутовскую свадьбу, и убегают втроем купаться к озеру, изрядно выпив. На утро Андрей исчезает бесследно.
Попов мечтает спасти из рабства местного барина, а также отца Саши, страдающих от несправедливости таджиков. Для этого он мастерит взрывчатку, также взрывчатка союзникам понадобится, чтобы оторвать голову Петру Первому с памятника Зураба Церетели в Москве для анархического перфоманса Андрея. Однако после фразы о том, что такая акция поможет нам "быть, больше чем, мы есть еа самом деле" возникает понимание, что это обычное подростковое бунтарство кризиса переходного возраста, буря в стакане. Неприятие общества, его законов и правил была видна сразу, с момента побега друзей из военкомата, куда хотели призвать Попова, после того, как Петин дядя, будучи врачом не захотел помогать "закосить" Попову от армии. У ребят "своя" вымышленная армия - Тряпичный союз.
Желание, неуемная энергия, лихой драйв, все это кипит в крови юных революционеров. Однако всем им не хватает глобальной цели и идеи. Хотя с 2015 года, с момента выхода фильма, по-моему, кардинально жизнь российской молодежи не поменялась. Иронично и саркастично, этот фильм отражает обычные будни российских подростков, где в действительности есть ужасающаяся безыдейность либеральной идеологии. Петр, например, вместо учебы в вузе, который он бросил, потому что он не понимает зачем ему учиться, мог бы служить в армии, в том числе и по контракту, но и эта перспектива кажется ему призрачной и бесполезной. Роль генерала тряпичных войск для 20-летнего парня больше по душе, и он стоически на электрическом столбе зависает с гирями, или качается стопками книг с дачи.
Естественно, в конечном итоге, молодежь сильно получает "по рогам", окончив безудержное веселье пьянок и гулянок. Андрей пропадает после ночного купания, ребята выгоняют девочку Сашу, которая обидевшись, жалуется отцу, что она в положении от них. Дом, разрушенный уже однажды недюжинными силами "богатырей", сжигает Сашин отец. При всем этом Ваня умудряется со здравым смыслом и критикой вразумлять чокнутых друзей. И голову Ване сломают не в драке, или хмельной пирушке, а дверью автобуса на котором приедет "воскресший", поступивший в архитектурный институт Андрей.
Музыка в фильме под стать настроению главных, героев, саундтрек аутентичен зрелищной картинке. Есть элементы эротики, потому что не честно было бы показать парней в подростковом возрасте, которые хотят изменить мир, добиться торжества справедливости, заслужить славы и уважения, и не хотят, при этом, нравится девушкам.
А финал картины показывает, что если прожигать свою жизнь бесцельно, то в лучшем случае окажешься в больнице с пробитой головой, а в худшем - в точке взгляде Петра (на фото ниже) на Сашу.