Совсем недавно побывала на очередной выставке в Краснодарском художественном музее, и сегодня познакомлю вас с наиболее запомнившимися полотнами известных мастеров живописи.
Картины впечатлили и цветовыми гаммами и своей монументальностью. Тут были полотна и в полный рост, такие как этот «Портрет Елизаветы Красильщиковой» кисти Валентина Серова, написанный ещё в 1906 году. Зайдя в зал, вы сразу видите эту миловидную даму в белом нарядном платье с массой оборочек.
Елизавета была представительницей богатой московской купеческой семьи. Эта властная женщина владела хлопчатобумажной мануфактурой и отличалась своенравностью, имела огромный успех в обществе.
Портрет имеет слегка матово-бархатистый оттенок, что придаёт и очарование лицу, и некую невесомость платью, при этом искры от бриллиантов видны по всему полотну. Разглядывая картины ты будто сам переносишься в прошлую эпоху и чувствуешь атмосферу тех времён.
На полотне работы Германа Фёдорова, которое называется «Женщина перед зеркалом» (1922) всё уже несколько по-другому. Думаю, что и вы сразу поняли, что художник был своеобразным портретистом.
Картина получилась яркая, даже можно разглядеть румянец на щёчках девушки. Правда, её отражение в зеркале меня несколько смутило, черты лица размыты, и сложно понять как же она выглядела...
Понравилась мне и картина Алексея Ткачёва, которая называется «Первые шаги» (1967). Малышу на ней не более 10 месяцев, зато он уже уверенно стоит на ногах и готовится шагать!
Был на выставке и портрет самого Фёдора Коваленко (1918) кисти Николая Харитонова, которого в те годы уже называли не иначе как гением живописи из Мологи.
Близкий друг Харитонова и уже знаменитый на юге России музейщик и галерист — Фёдор Акимович Коваленко, пригласил мастера принять участие в выставке картин Академии художеств. Чуть позднее Николай Васильевич написал портрет самого Коваленко.
Жаль только, что он был вынужден уехать в Америку, где получил гражданство и продолжил работу как свободный художник. В начале прошлого века его имя упоминалось среди знаменитых американских портретистов очень часто, ведь он был учеником самого Репина.
Сегодня в залах музея весьма просторно и светло. Помимо интересных картин можно увидеть и старинные камины с изысканной инкрустацией голландской майоликой.
Когда-то в этом зале находился кабинет Батырбека Шарданова — бывшего владельца старинного особняка, в котором сегодня открыт музей имени Коваленко.
А эта картина принадлежит художнику Юрию Клеверу, называется «Зимний вечер» (конец XIX века). Очень реалистичный пейзаж.
Художник похоже испытывал особое пристрастие именно к зимним пейзажам, уж очень много его картин в снегу. А вот людей на них чаще всего не было. Даже в рыбацкой деревне совершенно безлюдно.
На картинах Александра Киселёва более живописнее. Это полотно называется «Дача в Крыму» (1906).
Тут вам и девушка, и целая семейка четвероногих друзей, и строгая хозяйка. Мне очень нравится когда картины такие реалистичные. Кое-где выцветшая трава, даже крыша домика выглядит также как и в действительности: просто, без пафоса и особых прикрас.
Увидели мы и картину Петра Кончаловского «Натюрморт» (1916). А ведь, верно, творческому человеку нужны необходимые инструменты и атрибуты для любимого увлечения, и, конечно, талант.
Когда-то дочь Петра Кончаловского сказала так:
Живопись — это сама жизнь... она живее природы вещей, потому что, увиденная глазом художника-реалиста, одухотворена, и если это подлинное искусство, то оно не умирает, всё исчезнет, кроме него!
И это радует, что искусство не умирает. Через многие годы мы будем также наслаждаться живописью и рассматривать подобные картины. Представлять замысел автора, воплощённый на холсте, додумывать удивительные и оригинальные истории, изучать стиль и гамму цветовых оттенков, всевозможные детали...
Сам музей мне очень понравился, был сделан ремонт. Повсюду красивые расписные потолки, дорогие портьеры, и хорошее освещение.
В каждом зале своё эффектное оформление, конкретный стиль, декор. Никто не толпится возле полотен. Всё можно спокойно и без спешки рассмотреть. В центре — стоят полированные скамейки, если утомитесь, всегда можно передохнуть.
Много увидели мы и цветочных натюрмортов.
И вот такие картины, как этот «Натюрморт с ножницами». Эта работа художника Александра Васильевича Куприна.
Куприн был известен как один из крупнейших мастеров русского искусства первой половины ХХ века. Его называли художником индустриального пейзажа.
А это уже натюрморт кисти Ильи Машкова, ярчайшего самобытного художника XX века, который прожил довольно интересную и насыщенную жизнь полную разных впечатлений.
В 1911 году Илья Иванович вместе с Петром Кончаловским основывают художественное общество «Бубновый валет», в которое входили многие московские живописцы, пытающиеся совершить настоящую революцию в искусстве. Они частенько выступали против традиций академизма и реализма, провозглашая импрессионистские и кубистские идеи.
Также очень понравилась вот такая цветочная композиция кисти Мартироса Сарьяна. Полотно называется «Цветы» (1960). Яркие сочные краски привлекут сразу ваше воображение. Мимо такого натюрморта уж точно не пройдёте.
В каждом зале музея есть что-то удивительное и неповторимое.
В этом зале мы увидели копию удивительной картины самого Рафаэля Санти, которая называется «Мадонна в кресле». На полотне изображена Дева Мария с младенцем Христом на руках и Иоанн Креститель. Сегодня оригинальный холст кисти Санти находится в Галерее Палатина во Флоренции.
Рассматривать эти полотна можно часами: изучать мазки, мельчайшие детали, оценивать игру света и тени.
Интерес к изобразительному искусству не гаснет. Вроде бы обычные житейские картины, такие как это полотно Юрия Пименова, но и они интересны для творческих и ищущих натур.
Эта картина называется «Цветы в тумане» (1958).
Просто, но со вкусом. Особенно меня впечатлил сам туман. Интересное решение, не правда ли? Человеческие фигуры будто находятся за некой завесой, живут своей жизнью и ни о чём не подозревают...
Прогуливаясь по залам музея, понимаешь, сколько ещё неизведанных и неосмысленных полотен, не узнанных пока имён.
Случаются паводки, подобные этому, который изобразил Алексей Грицай на картине под названием «Весенний паводок на Оке» (1985–1987).
Происходят землетрясения или пожары, люди рождаются и умирают, женятся и разводятся, а картины живут вечно, ведь искусство никогда не умирает...