Пятница, 19:30. Люди спешат после работы в бар, а я — на кладбище. Можно подумать, что я адреналиновый маньяк, желающий прогуляться в темноте между надгробий. Отнюдь. Я приехала на Remote Moscow — аудиоспектакль, в котором действия разворачиваются на улицах города, актёрами становятся сами участники, а голос в наушниках говорит, что делать.
«Спектакль-путешествие», «променад-спектакль» или «иммерсивный спектакль» сейчас приобретает большую популярность. Как говорят организаторы Remote Moscow, променад-спектакль соединяет в себе элементы спектакля, экскурсии, компьютерной игры и квеста. Этакий фьюжн в сфере развлечений. Попытаемся разобраться, что же это на самом деле.
Группа из 50 человек собирается на ул. Сущевский вал. Все получают наушники и оборудование и ждут начала представления. Действие начинается на кладбище. Хотя до полуночи еще далеко, город уже погрузился во тьму, и перспектива встретить кого-то из дальних родственников не воодушевляет.
Вдалеке залаяла собака, добавляя больший драматический эффект. Механический голос в наушниках, похожий на Siri, предлагает поразмышлять на тему жизни и смерти. Место выбрано подходящее. Участники стоят у чужих могил, привыкая к формату и отпугивая от себя жуткие мысли.
Процессия направляется дальше по маршруту. Мы перестаем контролировать свои действия и идем на автопилоте, подчиняясь указаниям “внутреннего” голоса. Мы не знаем, где окажемся в следующую секунду.
Голос в наушниках велит остановиться. Мы замираем у стены как на выпускном фото. Перед нами — “сцена”, и люди на ней — актёры. Мы смотрим на них, они смотрят на нас. Кто-то фотографирует, кто-то пристально следит взглядом, кто-то вовсе проходит мимо. Но все мы — участники одного процесса. Стены зданий - декорации, луч фонаря - свет, а режиссер — сама жизнь. Прохожие переходят из одной «кулисы» в другую, и каждый играет свою роль.
Чтобы заполнить паузы между переходами, голос включает энергичную музыку. Можно танцевать, подстраивать шаги в ритм или просто игнорировать. Каждый выбирает свою траекторию движения, свой темп, свою походку.
Действие продолжается в метро. По мере погружения в подземный мир голос дает задания, веселящие и вводящие в заблуждение самих участников и других пассажиров. Едут поезда, спешат прохожие, мы заполняем вагон и едем. Будничная ситуация. Только теперь метро — не средство передвижения, а самостоятельная площадка. На эскалаторе, ведущем в город, приходится снова делать выбор — пойти пешком или терпеливо стоять. Голос предлагает каждому найти свое решение — быть здоровым и молодым или ждать приближения конца.
Мы вышли на бульваре. Бульвар, как и другие улицы города, живет в собственном ритме. Мы ломаем этот привычный ритм. Мы меняем скорость и направление движения. Идем спиной вперед, оглядываясь в прошлое. Разворачиваемся и бежим в будущее. Каждый выбирает свою модель поведения — ускориться и стать первым или дойти до финиша пешком без спешки и суеты.
Remote меняет представление о традиционном жанре. В Remote ты одновременно и терпеливо наблюдающий зритель, и актер, выполняющий задания режиссера.
Проходя по знакомым улицам и незнакомым переулкам, начинаешь по-другому воспринимать все происходящее: рассматриваешь здания, прохожих людей, думаешь, куда они идут, зачем идут, рассматриваешь, как они выглядят, во что одеты. Ты изучаешь город, изучаешь жителей, изучаешь себя.
Подобное приключение перезагружает, заставляет подмечать детали, неторопливо созерцать все вокруг. Ты забываешь о проблемах, ведь полтора часа тобой руководит другая сила, и ты безропотно ей подчиняешься. Это погружение в другую реальность, которую открываешь для себя за 90 минут.
Феномен успеха подобного жанра можно объяснить несколькими причинами.
Во-первых, это свежо. «Щелкунчика» Чайковского можно смотреть много раз, но вряд ли можно обнаружить что-то оригинальное. Чехова, Достоевского и Шекспира продолжают ставить на больших сценах, но зритель знает эти произведения наизусть со школьной скамьи. Искушённый развлечениями житель мегаполиса ищет новых эмоций. Возникает спрос на новые постановки и новые жанры. Отсюда желание многих режиссеров ставить классические пьесы на современный лад, чему несказанно рады критики.
Во-вторых, это новый формат. Не нужно ждать наступления антракта, чтобы отправиться в буфет за бутербродами, нет трёх звонков и кулис, нет угрюмых билетеров и кашляющих соседей. Хотя многие спектакли-променады базируются внутри театров, но они выходят за пределы сцены. Действие происходит в неожиданном месте — там, куда сам зритель никогда не придет специально.
В-третьих, вовлеченность. У зрителя есть возможность самому участвовать в действии. Следить за развитием сюжета изнутри и даже менять его. Именно этим можно объяснить популярность квестов или видеоигр в жанре «интерактивное кино» типа Life is Strange или Heavy Rain.
Наконец, меркантильная причина. Такой проект — отличное коммерческое решение для тех, кто хочет заработать. Чтобы создать представление подобного формата не нужно поступать в ГИТИС, учиться на режиссёра, арендовать помещение, искать персонал, выстраивать декорации. Десяток наушников, запись голоса, одобрение руководства смежных площадок, красивый сайт для раскрутки — и все, дело в шляпе.
Я не призываю бросать оперы и балеты и традиционные постановки классических произведений. Классика на то и есть классика, что она актуально даже спустя сотни лет. Но без современного искусства и новых форм творчества не будет развития, не будет прогресса, не будет актуальности. Мы должны пробовать что-то новое, идти на риск, миксовать стили и жанры и не бояться экспериментировать. Ведь только в экспериментах рождаются открытия.