Недавно автору этой статьи довелось побывать на концерте памяти Игоря Талькова. Артисты выступали бесплатно, вся выручка пошла на установку памятника знаменитому певцу на его малой родине в Тульской области… Не знаю, случайно или намеренно мероприятие назначили на 13 сентября. Это была пятница. Роковое сочетание: пятница, 13-е… Впрочем, в жизни Талькова таких роковых совпадений было немало. Особенно перед смертью.
«Умрут в один день…»
Это убийство, произошедшее 6 октября 1991 года во время концерта в Санкт-Петербурге, во Дворце спорта «Юбилейный», стало одной из самых громких трагедий 1990 годов. Обстоятельства смерти Талькова до сих пор остаются не вполне ясными. А сколько было различных знамений, предвещавших роковое событие!
Ещё в 1983 году Игорь вместе со своим музыкальным коллективом летел на самолёте. Полёт проходил не слишком удачно, машину болтало в воздухе. Пассажиры тревожились… И тогда Тальков произнёс такую фразу: «Со мной летать не страшно, мне не суждено разбиться в воздухе, меня убьют при большом скоплении народа, и убийцу никогда не найдут…».
Как-то в конце 1980-х в Ялте проходил фестиваль. Вечером в гостинице собралась шумная компания, в которой присутствовали известный актёр Александр Панкратов-Чёрный, Тальков и астролог Павел Глоба. Так получилось, что заговорили на оккультные и астрологические темы. Глоба произвёл какие-то подсчёты — и вдруг заявил, что Панкратов-Чёрный и Тальков умрут в один день… Ни тот, ни другой не поверили, отнеслись к этому предсказанию как к забавной шутке и вскоре о нём позабыли.
6 октября 1991 года Панкратов-Чёрный возвращался из Адлера в Сочи с ночных съёмок. Все очень устали, хотелось лишь поскорей добраться до гостиницы. Водитель не заметил, как превысил скорость… Машина попала в аварию и разбилась в лепёшку. Александр выжил каким-то чудом, получив переломы основания черепа и нескольких рёбер. Лишь на следующий день, находясь в больнице, актёр услышал в новостях, что накануне вечером на концерте в Питере застрелили Игоря Талькова… Его как полоснуло: ведь говорил же астролог, что они умрут в один день! Но его пронесло, отделался травмами. А вот Игорь…
Между прочим, за год до этого, в октябре 1990 года, Тальков снялся в фильме «За последней чертой», где сыграл главаря банды рэкетиров, которого в конце убивают выстрелами в грудь из пистолета.
Ещё при жизни о Талькове начали снимать документальный фильм. Автор сюжета Михаил Гладков предложил артисту: «Давай ты в картине как бы умрёшь и будешь разговаривать с того света». Это пришлось Талькову по душе: «Я смогу сказать всё, что думаю. С человека, которого нет, взятки гладки». Когда певца убили, фильм «Сны Игоря Талькова» уже готовился к монтажу. Но теперь он обрёл уже совершенно иной смысл…
«Маска смерти»
26 августа 1991 года Тальков принимал участие в концерте у Белого дома в Москве после подавления путча ГКЧП. Вдруг к нему подошёл какой-то человек и сказал, что видит у него на лице «маску смерти». Но артист только отмахнулся.
За день до убийства, 5 октября, Тальков давал сольный акустический концерт в техникуме в Гжели, и на его гитаре оборвалась струна. Это случилось около 16:00. Ровно через сутки его убили…
Многие также обратили внимание на то, что вагон, в котором артист ехал в Питер, был 13-м. И порядковый номер выступления Талькова в роковом концерте тоже был 13-й. Почему-то Игорь решил перед выступлением надеть чёрную рубашку, хотя ранее всегда выступал в белой…
«Убийцу никогда не найдут…»
Не умаляя исполнительских данных и исключительной харизмы Талькова, все же вставлю свои размышления по теме.
По поводу "мистических совпадений". Цитата якобы 1983 года "в самолете" впервые появилась в АиФ в 1995 году, т.е. через 4 года после смерти Талькова. Причем точный источник, который слышал бы эту фразу из уст Талькова, не приводится нигде. Что и позволяет с достаточной долей уверенности предположить, что эта цитата - более поздняя выдумка либо поклонников певца, либо журналистов, для придания теме ореола таинственности.
Случай с Панкратовым-Черным был описан им в интервью АиФ в 1999 году (по некоторым данным, в 1997 Панкратов рассказывал об этом в каком-то радиоэфире). В 1992 году Глоба в одном из интервью говорил о том, что он предсказал точную дату смерти Талькова - однако без упоминания места и времени этого предсказания. Кроме того, мне не удалось найти никаких точных данных, что за фестиваль проходил в Ялте "в конце 80х" (в некоторых источниках указывается "примерно 1988 год"), почему на этом фестивале оказались трое этих малознакомых тогда между собой людей, и с какого лешего Глоба вдруг стал предсказывать артисту и музыканту, что они погибнут в один день. У астрологов, насколько я знаю, существует некий морально-этический кодекс, по которому о смерти человека при личных предсказаниях они не говорят.
Все вышесказанное позволяет предположить, что "ялтинский разговор" был вымышлен позже, вероятно, для самопиара Панкратова-Черного и особенно Глобы. Кстати, со своими предсказаниями Глоба куда чаще попадал впросак, чем угадывал. Известна мистификация, когда в 2009 году он предсказал победу на выборах в Украине Тимошенко (опубликовано в газете "Факт" и в интервью НТВ), а по прошествии выборов на новостийном портале "АиФ" дал интервью, где удтвержал, что пророчил победу именно Януковичу. Такая астрологическая деятельность критики не выдерживает, конечно.
О "канонизации" Талькова его поклонниками. На мой взгляд, творчество Талькова - просто продукт своего времени. С конца 70х по конец 80х он: был музыкантом в малоизвестных ВИА; затем играл на басу в ансамбле Сенчиной; потом подрабатывал студийным музыкантом-аранжировщиком у Намина; в середине 80х вместе с Аллегровой солировал в "Электроклубе" Тухманова. Нет ни одного намека на то, что тогда у Талькова была какая-то определенная гражданская позиция. И песни в составах ансамблей, и сольные номера были чистой лирикой, никак не намекавшей на "демократическую гражданственность". Тальков утверждал, что большинство песен его "гражданственного" репертуара были написаны в период с конца 70х по середину 80х, и он якобы исполнял их в "узком кругу". Так вот: не существует ни одного фактического свидетельства таких "исполнений в узком кругу". Кроме того, многие мелодии песен Тальковым скопированы из зарубежных источников конца 80х, что позволяет утверждать, что "гражданские" песни он все же писал именно в период 88-91 годов, никак не раньше.
Ну и конкретно о смерти певца. Надо представлять, в какой атмосфере проводились сейшены в 90х годах, и вообще не лишне вспомнить, чем и как тогда решались любые вопросы. Нетрезвые артисты и их окружение даже при участии в крупных шоу для того времени были нормой. Поэтому, скорее всего, имела место быть пьяная драка. Стволы были, вероятно, у всех (в т.ч., как выяснилось - и у Талькова в том числе). Так что - кто выстрелил и не попал, а кто - выстрелил и попал, вероятно, теперь уж не выяснить. Теории же, что Талькова "застрелило КГБ, которое подговорило Азизу устроить дебош", критики попросту не выдерживают. С таким же успехом можно предполагать, что КГБ специально наняло автобус и подговорило Цоя в него врезаться.
Как-то так, в порядке личного мнения...
Но я рекомендую просто вспомнить Игоря Талькова, его песни, а судить его дела и талант пусть будут "диванные критики". Для многих творчество Талькова в те годы было сравнимо с творчеством питерского андеграунда
Вспомнили Игоря Талькова - ставьте лайк. Подписывайтесь на канал "На Завалинке". Завтра будет рассказ об Александре Серове