Для реализации масштабного проекта – начала строительства четвертого моста через реку Обь Новосибирская область получит от федерального Минфина первый транш в размере 400 млн. рублей. Всего же на Центральный мост должны потратить 40 млрд. рублей. Политический обозреватель Алексей Мазур делится с Институтом политики и технологий своим мнением на этот счёт.
Алексей Мазур:
- Новосибирск – город, который разрезает на две части великая сибирская река Обь. В черте города сегодня три моста, плюс к этому есть проезд по плотине Новосибирской ГЭС (это далеко от центра). В Новосибирске больше полутора миллионов жителей и у нас нередки десятибалльные пробки. Естественно, одним из самых загруженных направлений являются именно мосты. В связи с этим появился проект постройки 4-го (или Центрального моста). Казалось бы – хорошее дело, но дьявол в деталях. Если бы мост появился бесплатно, то конечно, от него была бы польза. Но мост не только не бесплатен, он баснословно дорог – 40 миллиардов рублей. Кроме того, мост решено делать в рамках концессии. Типа, инвестор (он же концессионер), вложит свои деньги в строительство моста, а потом будет получать с него прибыль. Каким способом получать? Мост планируют сделать на 20 лет платным. Ну тоже, казалось бы – ну если инвестор вложит свои деньги в постройку моста, и если будут желающие ездить по мосту за плату, почему бы и нет? Но проблема в том, что инвестор вложит лишь малую часть. 26 миллиардов даст федеральный бюджет из денег «Платона», 4 миллиардов вложит областной бюджет и только 10 миллиардов вложит «инвестор». При этом часть «вкладываемых» денег – это платежи за страховку, стоимость пункта сборы оплаты и т.д. Опытные строители утверждают, что «инвестору» реально не придется ничего вкладывать – он свою долю «отобьёт» на строительстве моста, для которого 30 миллиардов бюджетных денег вполне достаточно. Но на эти 10 миллиардов рублей накручиваются проценты, плюсом добавляется «содержание и текущий ремонт моста». И получается, что за двадцать лет «инвестор» должен будет получить 47 миллиардов гарантированного дохода.
Да, доход инвестору гарантирован – если жители Новосибирска не поедут по платному мосту, разницу между гарантированным доходом и реальной выручкой заплатит областной бюджет. Было любопытно наблюдать, как менялись прогнозы трафика по платному мосту. Сначала нам пытались «впарить», что загрузка по платному мосту будет больше, чем по бесплатному. Потом цифры скорректировали, но и сейчас они выглядят завышенными в два-три раза. То есть, примерно по миллиарду в год нищий бюджет Новосибирской области будет выплачивать концессионеру, когда мост заработает.
Давайте расставим точки над i. Фактически мост будет построен за бюджетные деньги (точнее – собранные «Платоном»). Но он будет передан концессионеру на 20 лет, чтоб тот собирал плату за проезд себе в карман. А если платы будет мало – областной бюджет ему доплатит. Как мы помним, Остап Бендер собирал деньги за вход в Провал. Но сегодня совсем другие масштабы. Концессионное соглашение, кстати, засекречено, его текст не дают не только СМИ, но даже и депутатам. Что обидно? Ладно, мы понимаем, что деньги на строительство выделяются, чтоб нужные люди могли заработать. Но реально их можно было бы потратить с куда большей пользой. Те же 30 миллиардов, вложенных в инфраструктуру общественного транспорта (например, трамвая, обособленного от пробок) могли бы уменьшить наши пробки вдвое.
Четвертый мост же не имеет развязки на правом берегу – вместо нее развязкой должен служить центр Новосибирска. Вместо того, чтобы развязать Южную площадь (ныне Будагова) мост пройдет НАД ней. Это связано с предыдущим градостроительным преступлением так называемым «горбом Городецкого», который площадь никак не развязывает, но построить развязку с ним невозможно. А сносить нельзя, ведь те кто строил, еще при должностях. Но те дороги, которые бы развязывали 4-й мост не будут построены. На левом берегу развязку делают так, чтоб загонять поток на платный мост. Но поток будет стремиться на бесплатный. Так что не исключено, что 4-й мост не только не улучшит ситуацию, но даже и усугубит. Некоторое резюме. Концессионное законодательство написано таким образом, чтобы власти имели возможность непрозрачно принимать решения, обременяющие бюджеты на десятилетия вперед. Транспортная политика в крупных городах, кроме, наверное, Москвы, отсутствует. Решения принимаются без учета того, какой транспортный эффект они дадут. Мало того – вообще нет критериев, что есть «лучше», а что «хуже». Детищем грабительского концессионного законодательства и волюнтаристкой транспортной политики и стал проект 4-го моста в Новосибирске.