Найти в Дзене
Иван Зорин

Крестная сила. Что за этим стоит

Во Вьетнаме русских узнаёшь на пляже по нательному кресту. Золотые, серебряные, большие, маленькие крестики срослись с телами россиян. С крестиками купаются, пьют водку, делают массаж. Даже малыши без трусов возятся в песке с крестиками на шее. Часто проходя мимо подвыпившей компании, где стоит мат-перемат, хочется воскликнуть: «Креста на вас нет!»

Но он есть у всех, нередко соседствуя с иконкой Богородицы.

«А чего стеснятся, - раздастся в ответ - узкоглазые всё равно не понимают»

А среди своих всё можно?

Тогда, вероятно, крестик - опознавательный знак? Вроде «свой — чужой»?

Или он играет роль оберега, ладанки, амулета?

От веры до суеверия один шаг. Из простого символа крестик превратился в божка, защитника от всех бед. И в самом деле, на кого ещё уповать — не на государство же.

Крестик обрёл самостоятельную силу, многие верят, что он сбережёт и сохранит. Не Бог, а именно этот кусочек металла.

Ни французы, ни немцы, ни австралийцы не афишируют свою религиозную принадлежность. Это прерогатива православия, в котором торжествует обрядовость и атрибутика.

Или крестик стал у нас простым украшением? Как бусы у папуасов.

Я разговорился с некоторыми «крестоносцами» - оказалось, причащаются крайне редко, в церковь заходят не исповедаться, а поставить свечку. Многие из них не смогли прочитать «Отче Наш», не говоря уж о Символе веры. Но крестик считали обязательным.

Нас бросает из крайности в крайность. Чтобы не оказаться белой вороной, теперь лучше скрывать своё безбожие, как недавно - веру в Бога. Хорошим тоном стало демонстрировать принадлежность православию — в стране, где три поколения жили при атеизме.

Светское ли у нас государство, как записано в Конституции? Как и президентская монархия, воскресшая в демократических одеждах, средневековый реликт главенствующей Церкви возрождён под влиянием несбалансированной клерикальной пропаганды. Вопрос веры по сути свёлся к выбору — либо церковь, либо мечеть. Есть, впрочем, ещё гороскопы и «битвы экстрасенсов». Заявлять же об атеизме стало неприлично. Да и статью об оскорблении чувств верующих никто не отменял.

Я не противник веры. Но разве она очищает? Разве мешает поглощать сплетни жёлтой прессы, пошлые киноленты, разве ставит внутренний барьер подлости, зависти, лжи? И разве церковь обличает чиновничье казнокрадство? Разве она борется с аморальностью наших СМИ?

Ограничиться внешней атрибутикой проще и приятнее. А из учения Христа взять греющее нас бессмертие души. Но не любовь к ближнему. Нет, не любовь.

Приходите, буду рад!