В этой истории могло быть "прекрасно" всё.
Тулеев, "берущий под личный контроль" и раздающий налево и направо пинки.
Коммунальные бизнесмены и чиновники, уныло взирающие в объектив телекамер через перекрестие решетки и осознающие, что ущерб, достигающий девятиразрядной цифры, придется возмещать из своего кармана.
Народ, которому вернули чистую реку, чистый воздух, чистые коммунальные платежки и правителей с чистой совестью.
"Могло быть" и, возможно, все еще "может".
Для этого нужно "всего то" любая из двух комбинаций.
Или действующий губернатор, пока известный интернетам успешными победами лишь над дорожными знаками, а не местным жульем как хотелось бы жителям, осознает наконец то масштаб "достигнутого" днища отрасли и примет адекватное решения.
Или это самое ДНО проявит себя уже не в финансовой или экологической составляющей, до числа нолей в убытках которых власти похоже и впрямь нет никакого дела, а сделает как в Париже, когда учитывая ядреные сибирские морозы извиняться мэрам будет поздно, даже если и на коленях.
Не хотите учиться на ошибках предшественников, превращая их и без того не лучшее правление в повторение, но уже в форме балагана, значит делаете неизбежным, что четыре ошибки станут четырьмя последними шагами.
Потому что ЖКХ - отрасль, безусловно, проблемная, но чтоб одновременно по всем четырем видам услуг доработаться за короткий промежуток времени до порога гуманитарной катастрофы нужно было очень постараться.
Видимо некоторым муниципалитетам обучение в Сколково помогло.
Верные слова говорил Макс Учватов про Калтанских чиновников еще весной 2017-го:
Мы предлагаем отдать Калтан на аутсорсинг полностью, а администрацию можно и упразднить тогда. Сэкономим бюджет, направим на более важные нужды города
Раз никто не послушал, предлагаем читателю оценить состояние ЖКХ региона на примере именно города Калтан, который Москва включила в финансирование по моногородам, доверило миллиарды, значит здесь в ЖКХ должно быть по крайней мере не хуже, чем в среднем по Кузбассу. Проверим?
Начнем с водоснабжения.
В соответствии постановлением Администрации Калтанского городского округа № 250-п от 12.11.2015 с 16.11.2015 г. статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения наделено Муниципальное унитарное предприятие Калтанского городского округа «УКВС» с 16.11.2015 г. - предприятие которое само не производит ни кубометра воды, а перепродавая ее от Осинниковского водоканала (МУП ОГО "Водоканал"), умудрилась договориться с РЭК Кемеровской области о включении в тариф 54,39% потерь. Только задумайтесь: предприятию, которое "гарантирует" водоснабжение целого городского округа, хотя на деле является всего лишь перепродавцом, разрешили официально "терять" более половины всей воды на протяжении трех лет, и включить ее потребителям в тариф:
Казалось бы все условия для прибыльного "стартапа": многомиллионное имущество в хозяйственном ведении, за которое не надо платить ни копейки, коммунальный ресурс, при перепродаже которого можно позволить себе "потерять" более его половины, плюс административный ресурс для работы с должниками, поскольку предприятие муниципальное. Как все обернулось, судите сами:
1. МУП УКВС чуть более чем за 2 года участвует в качестве ответчика в (!!) 28 делах о взыскании Осинниковским водоканалом задолженности за воду, и неизменно проигрывает:
Дела о банкротстве инициируются (!) трижды, сначала за долг в миллион рублей , но производство прекращается 21.01.16 из-за неуплаты госпошлины. Затем за задолженность уже в 4 млн. и здесь, внимание, становится ясно зачем Калтан утвердил для своей МУП статус "гарантирующего поставщика" в сфере естественной монополии, суд 18.07.16 отказывает на этом основании во введении наблюдения:
"Таким образом, существенной особенностью банкротства должника - субъекта естественной монополии является то, что взыскателем должна быть исчерпана возможность удовлетворения своих требований путем обращения взыскания на имущество должника в рамках исполнительного производства; процедура наблюдения в отношении должника может быть введена лишь при наличии условий, предусмотренных в статье 197 Закона о банкротстве".
То есть кредитору суд справедливо предложил не банкротить гарантирующего поставщика, чтобы не оставить округ без воды вообще, а всего лишь забрать за долги Калтанское муниципальное имущество.
Представителем должника выступает некто Уткин А.П., запомните эту фамилию, вы ее еще встретите.
Что сделал бы, эффективный собственник-муниципалитет, едва замаячила перспектива банкротства мы никогда не узнаем. Видимо аудит бы провел и уволил весь ТОП-менеджмент, с возбуждением уголовных дел в качестве золотых парашютов. Зато мы знаем наверняка, что сделал юрист Уткин А.П., представитель МУП УКВС: подписал 06.04.16 мировое соглашение, признав факт причинения вреда муниципальному имуществу в 48 382 477 руб.
Гениальный юридический ход: если должен одному 4 млн., уступи в суде другому долг в 10 раз больше. Причем "случайно" тому, кто является собственником имущества, на которое и предложил обратить взыскание суд. Следующий шаг- изъятие имущества из хозяйственного ведения, чтобы кредитор реальный не смог на него претендовать, т.е. очередной суд, который 14.02.18 постановил следующее:
Кто представитель? Конечно же Уткин А.П.
Казалось бы Калтанская мэрия, МУП, УМИ, всех перехитрили и в очередном деле о банкротстве, которое длится уже более двух лет, кредиторам ничего не светит. Вот 02.07.18 "благодаря" Уткину даже продлили внешнее управление, потому что за это проголосовало 64,54 % голосов. Те самые 48 миллионов вреда по мировому соглашению. А значит общий долг 48382477/0,6454=74 965 102 руб.
Причем 36% из них не по какому то мировому соглашению, а вполне реальные зарплаты сотен работяг Водоканала наверное больше чем за год работы.
Но чтоб их не отдавать, калтанские предприниматели и чиновники готовы пойти под суд за причинение вреда? А за фальсификацию доказательств по делу? За преднамеренное банкротство? А главное - за незаконную предпринимательскую деятельность и мошенничество: если решение суда по делу А27-24835/2017 исполнено, значит вот уже несколько месяцев в водоснабжении Кузбасса царит полнейший хаос. Все сети и задвижки позволяющие считать поставщика гарантирующим изъяты, но глава глава не спешит аннулировать его особый статус, хотя гарантировать он уже не может никому и ничего. С потребителей незаконно взимается плата за воду лицом, не располагающем в своем ведении ни километром сетей, т.е. не имеющим общих границ. На расходы данные лицо продолжает в целях налогообложения списывать зарплату производственного персонала, которому нечего обслуживать.
Калтан вполне мог эту схему с миллионами затихарить и лишить бюджет почти 30 млн налогов (кредитор МУП УКВС по его вине сам является их неплательщиком). Однако в июле 2018 в дело о банкротстве вмешалась ФНС. И сначала добилась включения в реестр кредиторов своих 6 млн руб. А затем и вовсе совершила немыслимое: 13.12.18 в окружном суде в Тюмени отменила решение об утверждении мирового соглашения на те самые 48 382 477 руб., восстановив сроки давности.
Цитата из постановления, которая просто обязана лечь в основу уголовных дела по "калтанским ребятам"
В условиях банкротства должника и конкуренции его кредиторов возможны ситуации, когда отдельные лица инициируют судебный спор по мнимой задолженности с целью получения внешне безупречного судебного акта для включения в реестр требований кредиторов. Подобные споры характеризуются представлением минимально необходимого набора доказательств, пассивностью сторон при опровержении позиций друг друга, признанием сторонами обстоятельств дела или признанием ответчиком иска и т.п. В связи с тем, что интересы названных лиц и должника совпадают, их процессуальная деятельность направлена не на установление истины, а на иные цели. Принятыми по таким спорам судебными актами могут нарушаться права других кредиторов, имеющих противоположные интересы и, как следствие, реально противоположную процессуальную позицию.
ФНС лично присутствовала на суде и выиграла, но почему Уткин не поехал и не выручил калтанских коммунальщиков?
Может потому что по нему самому прокурор просит дать 8 лет по Новокузнецкому делу? А по Калтану сколько попросит?
"... следствием было установлено, что, несмотря на перевод бюджетных денег, «народная компания» так и не погасила задолженность перед основными ресурсоснабжающими организациями. Была перечислена лишь часть денежных средств некоторым поставщикам. Отмечу, что в итоге сумма хищения средств составила более 7 миллионов рублей. Выступая в прениях сторон, представитель прокуратуры Новокузнецка счёл вину подсудимых доказанной и потребовал назначить фигурантам уголовного дела реальное лишение свободы. Артёму Уткину — 8 лет исправительной колонии общего режима, его сообщникам Николаю Лягуше и Александру Макарову по 7 лет заключения. Также прокурор потребовал взыскать ущерб, причинённый в результате финансовой аферы. Приговор может быть оглашён в феврале-марте 2019 года".
В итоге такая уютная схема банкротства треснула до основания, причем не в силу профессионализма главного кредитора отнюдь, бездействие которого в форме например отзыва апелляционной жалобы, или необжалования мирового соглашения на 48 млн. наводит на мысли о соучастии.
Как бы там ни было одну роковую ошибку в слове ЖКХ - серую схему водоснабжения, почти удалось устранить. Хотя бы в одном городе. Весь вопрос хватит ли у Цивилева политической воли признать это публично и максимально наказать всех виновных, взыскав ущерб из кармана виновных. Если хватит, у региона возможно еще есть будущее, отличное от развития событий по парижско-ливийскому сценарию.
Вместо постскриптума всего пара сканов про другую "ошибку" - водоотведение и что с ним не так в городе. Чтоб и вниманием вашим не злоупотреблять и голословным не быть про "четыре". А не так с ним абсолютно все, и здесь поле деятельности для надзорных органов существенно шире чем по воде.
В первых небольшое расследование перед Международной экологической конференцией "Реки Сибири и Дальнего Востока" позволило мне в рамках собственной концепции экологической правозащиты из пары фотографий, вечера копания в Сети и нескольких запросов получить два вот этих чудесных взаимоисключающих ответа:
Вот первый, от и.о. главы города.
В нем говорится про сброс сточных вод с ликвидированной шахты в реку Кондома, и утверждается что 15.11.18 договор водопользования, являющийся основанием для такого сброса, якобы находится на согласовании в Департаменте природных ресурсов.
Посмотрим что на это отвечает Департамент, причем даже не 15 ноября, а через месяц:
Что сброс осуществляется Администрацией города в реку, а никто до сих пор так и не соизволил обратиться в Департамент с заявлением о заключении договора водопользования. Причем не только по шахтовым водам, где ни тарифа РЭК на водоотведение нет, ни контрактов по 44-ФЗ, а сумма по обслуживанию очистных почти 10 млн.. которые Калтан привычно осваивает, как субсидии, чтоб было над чем работать ФАС. Договоров водопользования с 16.10.18 на сброс в реку Кондома у Калтанских "канализаторов" нет вообще. Миллионы с народа собираем, в реку сбрасываем, а на каком основании - знать не хотим, да еще и на РЭК наговариваем, что он тарифы не устанавливает, т.к. абоненты отсутствуют. Получается, пока деньги шли за эти самые воды в МУП УКВС, тарифы РЭК устанавливал и в отсутствии абонентов.
Но как жареным банкротом запахло и имущество передали в свежую МУП "УК ЖКХ" тарификация оказалась не нужна? Можно мимо ФАС и 44-ФЗ почти 10 млн субсидиями "освоить"?
И главный вопрос даже не в этом. Я напомню всем чиновникам, у кого память коротка, решение Осинниковского городского суда от 07.10.11 по делу № 2-998/2011
Природоохранная прокуратура насчитала 24 млн руб. экологического вреда и суд постановил его взыскать с лица, у которого тоже не было договора водопользования.
Итого сколько Калтан за пару лет настратапил долгов-ущерба ориентировочно? 74 млн.+6млн+9млн+24млн= 113 млн.?
И это мы еще не посчитали ущерба от стихийной городской свалки без лицензии, и особенности теплоснабжения города не учли.