Читайте Часть 1, Часть 2, Часть 3, Часть 4, Часть 5 повести "История одного желания".
Автор: Евгения Мялицина
19
Впереди показался дом. Окна их квартиры были тёмными, зато приветливо светились окна нижнего соседа, дяди Вовы.
Санька вспомнил, как приятно было в тяжёлые моменты поговорить со стариком, рассказать ему о своих несчастьях. Жаль, что в этот раз он не может поведать всего, да и кто ему поверит. Но просто посидеть за чашкой чая в тепле и уюте, послушать истории пожившего на свете человека было бы не плохо.
Санька вошёл в подъезд, поднялся на нужный этаж, позвонил в квартиру соседа. Вскоре послышался стук костылей, дядя Вова открыл, увидел мокрого с ног до головы, дрожащего Саньку, с тревогой в голосе спросил:
-Саша, что-то приключилось? Вот не зря я целый день за тебя волновался, какой-то ты не такой ушёл от меня....
-Н-не волнуйтесь, д-дядь Вов, всё н-нормально, честно. Я просто зонтик не з-захватил, вот и вымок.
-И замёрз вон как, зуб на зуб не попадает. Родители дома?
-Неа, окна тёмные.
-Ну тогда поступим так: беги домой, переодевайся в сухое. Пока тебя не будет, я чай с малиновым вареньем сделаю, конфет достану и тёплый плед приготовлю, договорились? - улыбнулся старик.
-Д-договорились, - кое-как растянул губы в улыбке Санька. Ему стало чуточку теплее.
20
Ключ в замке не хотел поворачиваться, руки не слушались. Повоевав с ним минут пять, Санька наконец вставил его правильно, открыл дверь, вошёл внутрь.
Дома было темно и пусто, даже Руса не было. Небось, мокнет на улице под дождём, бедолага, с такими-то хозяевами....
Усталость накатывала волнами, но больше он ничего не чувствовал, даже страх оттого, что истратил своё счастье.
Теперь уже всё равно, доля или недоля.
Санька начал переодеваться в чистую и сухую одежду. В этот момент на ковёр упал бутылёк. Словно с ноги сняли привязанный камень. Санька проверил второй карман. Пальцы коснулись осколков от флакона с мамиными духами. Когда это он успел его разбить? Жаль. Мама, наверное, расстроится. Он поднял бутылёк с недолей, подержал в руках, испытывая отвращение и сильное желание избавиться от проклятой бутылки. А зачем он ему теперь нужен? Всё равно не вышло, завтра он проснётся и ничего не вспомнит, этот день вырежут из его памяти или как там это у них происходит. Угрозы Золотой рыбки бесполезны. Искать больше негде и некого.
Он прошёл на кухню, встал возле раковины, откупорил крышечку бутылька. Жидкость не пахла. Задумавшись на несколько секунд, Санька решительно вылил всё в раковину. Кухня на мгновение превратилась в морозилку, стало трудно дышать, горло опалило холодом. Потом всё прошло. Бутылочка полетела в мусорное ведро. Завтра она оттуда исчезнет.
21
На кухне у дяди Вовы удивительным образом сохранилась та обстановка, которая лет 50 назад была во всех кухнях страны. Но это только прибавляло уюта и никоем образом не стесняло.
На столе, покрытом льняной светлой скатёркой, стояли два больших стакана в подстаканниках серебряного цвета. Саньке они очень нравились. Казалось, что чай в таких гораздо вкуснее, чем в обычных кружках, тем более чай с малиной.
Санька пил его маленькими глоточками, надеясь согреться, но тепло не спешило возвращаться, как и хорошее настроение. Было всё равно, что будет дальше.
Дядя Вова пил из своего стакана, время от времени бросая на своего гостя вопросительный взгляд.
На холодильнике высилась горка из разнообразных лекарств. Санька подумал, что их стало гораздо больше с прошлого его посещения.
-Дядь Вов, вы заболели? Так много таблеток....
Старик опустил глаза. Взял ложечку и начал старательно размешивать варенье в чае.
-Не обращай внимания, Сань. В мои годы полагается иметь такую кучку на холодильнике или в тумбочке. Тут уж ничего не поделаешь.
-Скажите, у вас бывало такое, что вы попадали в безвыходное положение и не знали, как из него выбраться?
-Всяко бывало в жизни. Положения разные бывают. Как люди говорят, выхода нет только из гроба - , усмехнулся старик, - во всех остальных случаях не гоже опускать руки. Саша, я такой человек, что никогда не выспрашиваю у собеседника того, чего он сам не хотел бы мне поведать. Ты и сам, наверное, заметил. Но, мне кажется, твой случай особый и тебе просто необходимо выговориться или попросить помощи, ты не стесняйся и не переживай: я никому ничего не скажу без твоего согласия.
Санька колебался. Появилось сильное искушение рассказать всё от и до. Но в последнее мгновение он передумал. Не хватало ещё, чтобы единственный по-доброму относившийся к нему человек начал считать его сумасшедшим. Или того хуже, посчитал бы своим долгом рассказать всё родителям. Вместо этого он спросил:
-Почему вы любите детей? Конфетами их всегда угощаете.
Старик отхлебнул из стакана, взял конфету, подержал её в руке, но так и не развернул.
-Мы с женой-покойницей стали родителями очень рано даже по меркам того времени. Но это нисколько не смущало, семья у нас была большая. Не скажу, что жили мы всегда в мире, но старались, как могли, понять друг друга. Она работала нянечкой в детском саду, я учителем истории в школе. Так уж вышло, что и жена моя, и я всегда были окружены детьми, своими и чужими. Но что странно, это никогда не надоедало нам, даже наоборот: мы были счастливы!
После этих слов что-то изменилось на кухне. Санька почуял это кожей, ещё только на грани понимания.
-Потом наши дети выросли, завели своих детей, разъехались кто-куда, -продолжал дядя Вова, - всё как у остальных людей.
-И потом вы уже не были счастливы?
-Ну отчего же. Мы с женой остались вместе, по-прежнему любили друг друга. А когда она заболела.....
-И тогда вы поняли, что уже не так счастливы? - Санька начал ощущать неприятное волнение.
-Трудно было, Саша, никто не спорит. Мы держались, дети, когда могли, навещали нас, внуков привозили. Правда, всё реже и реже. Я ухаживал за ней, лекарства покупал. Когда стало ясно что она....что её скоро не станет, я для себя решил: ни в какую больницу её не отдам. Как можно отдать чужим людям ту, которая стала источником радости в моей жизни? И знаешь, даже не смотря на то, что часто бывало невыносимо, мы умудрялись с ней сохранить нашу любовь. Рассматривали альбомы, вспоминали прожитую жизнь. Хоть и плакали часто, всё равно нам было хорошо.
«Этого просто не может быть, разве такое возможно?»
-И вам не хотелось сдаться?
-Сдаться? Нет, Саш. Не буду кривить душой - мысли такие посещали, но я гнал их прочь. Не смог бы я предать мою Лизу. А с нею и наших детей.
«Предательство.....так вот как это называется.....»
У Саньки защемило в груди, а глаза защипало. Он сделал вид, что внимательно рассматривает обёртку от конфеты.
-Потом она умерла? - спросил он, не поднимая глаз.
-Да, Саша, умерла....
-И вы решили, что всё, счастье ушло из вашей жизни?
«Ну пожалуйста, скажи «да». Санька чувствовал, как внутри нарастают волнение и тревога.
-По началу да, так и было. Я каждый день чувствовал одиночество и отчаяние. Потом и ко мне пришла болезнь, забрала ногу.... Тогда я думал, что жить мне больше не за чем.
Но знаешь, однажды я вышел на улицу. Был прекрасный весенний день, солнце было таким тёплым, на деревьях распускалась листва. Ко мне подошёл ребёнок нашей соседки. Он встал напротив и спросил у меня: «Дедушка, а как вы живёте, с одной ногой?»Я ответил ему: «Вот так и живу, внучёк, на одной хожу». Знаешь, он так серьёзно и внимательно меня рассмотрел и сказал: «Ой, зато у вас две руки, и голова вон какая большая есть! Значит, вы не полностью пропали?» В этот момент меня как озарило: «А ведь прав малец. Я не совсем пропал. Жив ещё, могу видеть яркое солнце над головой и зелень на деревьях, вдыхать запах цветов и..... и дарить маленькие радости таким, как этот молодой философ». В кармане у меня была горсть конфет. Я достал её и всю отдал мальцу. Как он был счастлив! А я будто согрелся душой, глядя на него, оттаял.... И понял, что раз жив, значит, так угодно Богу. И не мне с ним спорить. С тех пор стал потихоньку приходить в себя. И полюбил наблюдать за детьми, видеть их радостные лица, их искреннее наслаждение жизнью - это и есть моё счастье. Всё остальное - неважно. И то, что люди обо мне говорят - тоже мишура, я не обижаюсь. С некоторых пор я начал вырезать деревянные игрушки, как когда-то делал мой дед. Суставы, конечно, сопротивляются, да и зрение уже не то.....Сам раскрашиваю их и дарю детям. Знаешь, у каждого своё понимание счастья, и каждому его боль больнее....Но для меня нет большей благодати, чем видеть восторг в глазах малышей! Научиться отдавать бескорыстно - тоже целое искусство, Саша! Мне кажется, ты им тоже когда-нибудь овладеешь. Благодаря ему, можно стать по-настоящему счастливым! Я чувствую это состояние и, надеюсь, оно меня не покинет до самого конца.
На кухне будто включили кондиционер, хотя такого устройства там никогда не водилось.
Санька наконец понял: дело плохо. В тот же миг нога ощутила знакомую тяжесть.
«Нет, нет, как же так, я же его вылил!» - но рука уже сама тянулась к карману, чтобы найти там знакомую скользко-шершавую, ледяную бытылочку.
В голове будто поселился кто-то чужой и начал нашёптывать: «Отдай ему, отдай ему, давай же!..»
Санька ощутил огромное желание поддаться коварному шёпотку: «Отдай, и ты поможешь родителям! Он уже стар, ему недолго осталось. Отдай его мне! Отдай, отдай......»
Дядя Вова, тем временем, ничего странного не замечал. Он сидел молча, видимо, вспоминая прошлое. Потом встал:
-Саша, я сейчас вернусь. Ты пей давай чай, а то остынет совсем, - и вышел.
Напротив Саньки стоял стакан старика.
«Не тяни, чего ты ждёшь?! Вылей недолю! И вы будете жить счастливо, как никогда!»
«Он такой добрый, всегда мне помогает.....Я не могу, это не правильно!»
«Не будь трусом, хоть раз стань сильным и спаси свою семью!»
«Я не могу, оставь меня в покое!»
«Трус!! Тебе кто дороже - какой-то старик или твои родные?!»
«Конечно родные, но......я не знаю!!»
Рука сама, будто в неё кто вселился, вытащила бутылёк....Ужас сковал волю, но тут же отступил. Его место заняла отчаянная злость.
«Отвали, убирайся оттуда, откуда явилась, не нужно мне твоё чудо!»
Хозяин всё ещё не вернулся.
Санька вскочил, другой рукой опрокинул стакан старика прямо на скатерть.
«Идиот!!» - шёпот перерос в отчаянный крик. Но его слышал только юноша.
Подстёгиваемый всё той же отчаянной злостью, Санька помчался на выход.
«Никто не заставит меня причинить вред другим, никогда!!»
Он выбежал в коридор, бросился наверх. Квартира не была заперта.
Вбежав в свою комнату, Санька трясущимися руками отвентил колпачёк, зажмурил глаза и выпил содержимое бутылька......
22
....Был день, и снова по площади бродила толпа народу. Он сидел на лавочке, колупал зелёную краску, и было ему пять лет.
Но он не потерялся.
Наоборот, он точно знал, что мама, папа и сестра Оля где-то здесь, поблизости и вот-вот придут к нему. Не было страха, отчаяния и одиночества.
На лавочку рядом с ним присел высокий старик в чёрном бархатном костюме. Мальчику он показался смутно знакомым.
-Здравствуй, Саша, это снова я.
-Здравствуйте! Мне нельзя разговаривать с незнакомыми, но...но я вас знаю, правда, не помню....
-Это не важно. Знаешь, что я тебе хочу сказать? Что ты молодец! Я очень тобой горжусь и всегда в тебя верил.
-Правда? Ой, спасибо, - детское лицо расцвело в улыбке, - а почему? Я сделал что-то очень хорошее, да?
-Да, мой дорогой друг, ты сделал не просто хорошее, но и очень важное.
-И что же это?
-Ты повзрослел.
-Ух ты, правда?! И теперь смогу полететь в космос?
-Теперь ты сможешь что угодно, и я тебе больше не нужен. Но пообещай, что не будешь скучать по мне. Обещаешь?
-Обещаю! Я ведь теперь взрослый!
-Молодец! Позволь на прощание сделать тебе подарок. Теперь, когда ты будешь вспоминать себя на этой площади в пять лет, ты будешь помнить только то, что вы гуляли здесь с родителями и сестрой, ели мороженое, сладкую вату и пили кока-коллу. Но больше ничего не было. Договорились?
-Договорились! - радостно воскликнул мальчик.
-Ну тогда прощай.....
23
Дождь прекратился, и небо почти очистилось от туч. Они ещё толпились над горизонтом, укрывая заходящее солнце.
Возле серой многоэтажки стояли двое и смотрели на окна дома.
-Ты не передумал? Он правда того стоит? - спросила красивая девушка, одетая во всё золотое.
-Не передумал, они все стоят гораздо большего, - ответил ей высокий мужчина преклонных лет, одетый в чёрный бархатный костюм и опиравшийся о трость, - они были добры ко мне, особенно мальчик. Мы такое не забываем. К тому же, я задержался на этом посту и, знаешь, устал.
-Мне этого не понять. Ну что ж, раз ты так решил, тогда по рукам.
-Хорошо. Я готов.
Девушка подняла руку, но тут же опустила её.
-Ты мне нравился, Ирусан, вот честное слово. Если бы не зашкаливающая сентиментальность, цены бы тебе не было!
-Спасибо за комплимент, - усмехнувшись, ответил её собеседник.
-Надеюсь, твой преемник будет более умным. Ибо то, на что ты решился - глупо.
-Благодарю ещё раз за столь лестную оценку моих умственных способностей, но вряд ли твои надежды оправдаются.
Девушка рассмеялась:
-Да уж, скорее всего, ты прав. Это у вас в крови. Что ж, пора. Солнце почти село.
-Пора. И прощай. Был рад нашему знакомству, хоть мы и такие разные. Жаль, что мне так и не удалось показать тебе свою родину. Она прекрасна.
-Я обязательно там побываю, возможно, скоро.
Девушка снова подняла руку и провела ею по лицу старика, закрывая его разноцветные глаза.
Старик исчез. На том месте, где он только что стоял, лежал на боку большой чёрный кот. Он не дышал.
Девушка вздохнула, пожала плечами и повернулась к растущему рядом кусту сирени, на котором сидела сорока.
-Сообщите всем, что Старый король умер!
24
-Саша! Сынок! Ты нас слышишь? Ну пожалуйста, ответь....
Голос мамы долетал как сквозь вату. Голове было так хорошо и удобно, а всему телу тепло и уютно.
Надо же, тепло!
Он открыл глаза.
Над ним нависала белая плитка в квадратик. Потолок его комнаты. Рука нащупала что-то мягкое. Его одеяло.
-Мама, это ты? Папа, и ты здесь?
Родители сидели рядом с кроватью сына. На лице матери виднелись следы недавних слёз. Отец не поднимал глаз.
-Сашенька, как же мы волновались за тебя! - испуганно сказала мама.
-А что случилось? - слабым голосом ответил Санька.
-Мы не знаем! Вернулись от врача, а ты лежишь в своей комнате, как мёртвый..... - на этих словах голос матери споткнулся, слёзы опять заструились из глаз.
Отец поднял глаза, продолжил:
-Мы положили тебя на кровать, ты был весь ледяной. Вызвали скорую. Они ничего толком не сказали, типа переутомление и нервное напряжение....Укол поставили. Но велели обратиться в больницу, чтобы анализы сдать.
-Саша, ты же не принимал ничего.... никаких таблеток? - с тревогой в голосе спросила мать.
-Нет, честно. Я вошёл в комнату, и вдруг всё закружилось, потолок с полом местами поменялись, больше ничего не помню. Возможно, потому что не ел целый день....
-Бедный ты мой ребёнок, я ведь ничего тебе на сегодня не оставила...Саша, если можешь, выслушай нас, пожалуйста. То, что случилось с тобой, было последней каплей и подтверждением, что мы на правильном пути. Сегодня я возила отца в больницу, через его бывших друзей договорилась - пристроят его на лечение. Там хорошая клиника, они помогут, всё оплатят. И с работой потом ему тоже помогут. Кстати, мне с этой своей работой тоже надо завязывать, а то она меня угробит. Найду другую, завтра же объявление подам. И.....и Оле позвоню, чтобы возвращалась....Не дело это, по чужим людям мыкаться.....
Прости нас, сынок.
Мать незаметно ткнула отца локтем в бок.
-А? Да, сын, мать дело говорит. Даст бог, всё образуется, и заживём как прежде. Ну или хотя бы лучше, чем сейчас..
Санька не верил своим ушам. Вот это поворот винта!
-Вы правда так решили и всё сделаете?
-Не сойти мне с этого места! - улыбнувшись, ответил отец.
-Мама, папа, я вас так люблю! Значит, всё было не зря! И рыбка, и старик в чёрном....это он мне помог, я знаю!
Родители переглянулись и рассмеялись.
-Саш, вот это ты приложился головой! Ладно, отдыхай. Я пойду что-нибудь вкусное приготовлю. И оладушков напеку, как ты любишь! С горячим чаем сейчас самое то! - мама погладила сына по голове.
-Мам, - вдруг взволнованно спросил Санька, - а солнце уже село?
-Да, часа два назад.
-Это хорошо.
Родители вышли из комнаты.
Странно. Он всё помнит. И желание сбылось....или нет? Совпадение? Как же всё запутанно!
25
Родители Саши сидели за кухонным столом и решали, как же быть.
-Давай не будем ему говорить? Пусть думает, что сбежал. С животными так часто бывает.
-Ага, получается, соврём? Нет, Серёж, не хочу я новую жизнь с вранья начинать. Мы ему скажем, но позже, когда ему лучше станет.
-Давайте потом другого заведём, а? Можно опять чёрного!
-Да я-то не против, там видно будет.
26
Санька лежал в своей комнате и размышлял о том, что с ним приключилось.
«Знаешь, у каждого своё понимание счастья, и каждому его боль больнее»,- почему-то вспомнились слова дяди Вовы.
Надо к нему не забыть спуститься, а то некрасиво получилось. Сбежал, ещё и чай на скатерть перевернул...Он, небось, такое подумал.... Но по-другому было нельзя.
Через час в комнату заглянула мама:
-Саша, ты не спишь? Тут тебе друзья звонили!
-Друзья? Это какие?
-Помнишь Кирилла Козлова, вы с ним когда-то давно на велосипедах катались? Он просил передать, что они деньги на операцию собрали, скоро сделают. Бедный мальчик, в таком возрасте и почти без зрения..... - мама сочувственно покачала головой.
-Это хорошо, я рад за него.
-А ещё Петя Плетнёвский. Вы с ним вроде в параллельных классах учитесь?
-Угу.
-В гости тебя приглашал, через неделю. Сказал, что тогда они с отцом успеют переехать. А что, у него родители развелись?
-Не знаю, мам, всё возможно.
-Ну ладно. Скоро позову на кухню, не усни!
-Мам, погоди. Я случайно твои духи разбил... В зелёном флакончике.
Мамино лицо стало задумчивым, она как будто переместилась из этой комнаты в прошлое.
-Жаль, конечно...Они почти закончились, но я не выбрасывала как память. Моя тётя сама делала духи, и мне тоже подарила перед самой своей смертью.....Ну что ж, не беда.
Мама вышла.
На полке с детскими книгами Санька увидел одну, которая его сильно заинтересовала.
Медленно встал с кровати, вытащил книгу, прочитал название: А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Что ж, почему бы и не почитать, пока мама на чай не позвала.
КОНЕЦ ПОВЕСТИ
Нравится повесть? Поблагодарите журнал и Евгению Мялицину подарком, указав в комментарии к нему назначение "Для Евгении Мялициной".