Найти тему
Наш край

Династии мастеров-книжников Ветковско-Стародубского региона

Оглавление

С момента своего возникновения в конце XVII в. и на протяжении почти всего XVIII в. Ветка в силу многих исторических обстоятельств являлась крупным духовным центром старообрядцев.

Как и все старообрядческие киновии, ветковский центр стал мощным источником долгого сохранения и своеобразного развития славянской средневековой книгописной традиции «внутри» культуры Нового времени.

Формируясь на границе Речи Посполитой с Московским государством, ветковская рукописная традиция приобретала самобытные черты в активном взаимодействии культур восточнославянских народов — русского, белорусского и украинского. Однако как целостное явление ветковское искусство рукописной книги оформилось именно на территории Беларуси, оказавшись органично вплетенным в историю белорусской культуры.

К концу XVIII в. в Ветковско-Стародубском регионе сложился своеобразный художественный стиль в оформлении рукописных книг. Истоки его возникновения рассматривались в статье «Истоки формирования художественно-декоративного стиля в оформлении рукописной книги Ветки» [1]. Этот стиль, получивший название «ветковский», продолжал жить и развиваться в XIX в., все более наполняясь живительной силой от истоков народного искусства. И это не удивительно, поскольку в этот период создание рукописных книг из монастырских скрипториев переходит преимущественно в дома простых слобожан.

Выявлению основных стилистических особенностей, их развития посвящены такие публикации, как «Мастацкае афармленне веткаўскіх рукапісных кніг XVIII стагоддзя» [2], «Мастацкае афармленне веткаўскіх рукапісных кніг XIX — пачатку XX стагоддзяў» [3].

На сегодняшний день автором восстановлено 48 имен писцов, художников орнамента, переплетчиков XVIII — нач. XX в. Из них 23 получено благодаря выходным данным в рукописных книгах из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова, музея Гомельского дворцово-паркового ансамбля, Новозыбковского краеведческого музея; 16 — из научно-исследовательских источников; 9 имен зафиксировано во время полевых работ.

Если сделать раскладку по периодам деятельности установленных книжников, то получится следующая картина: 9 мастеров — XVIII в.; 25 — XIX в.; 14 — нач. XX в.

Что касается мест создания рукописей, то из 34 выходных данных в рукописных книгах они указаны только в 21 случае. В результате проделанной работы во время экспедиционных поездок удалось соотнести еще 10 имен мастеров с местом их деятельности. Таким образом, можно точно назвать ряд населенных пунктов и количество выявленных на сегодняшний день мастеров, работавших в них в XIX — начале XX в.:

Чтобы не пропустить новые статьи и исследования, подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзене!

Из 48 мастеров-книжников удалось установить только одно женское имя: Мария Савишна Кожемякина (умерла в 1950-е гг.) которая, по словам жительницы Святска Е.Е. Ковалевой, 1910 года рождения, «умела переплетать книги» [4, л. 6].

Выходные данные в рукописных книгах дают уникальную возможность установить династии мастеров, хотя бы в рамках двух поколений: отца и сына, что является бесспорным подтверждением существования письменной традиции данного региона.

Рассмотрим две рукописи из фондов Ветковского музея старообрядчества и белорусских традиций им. Ф.Г. Шклярова. Обе называются «Праздники певчие». Одна из них поступила в музей в 1983 г. в составе коллекции Ф.Г. Шклярова (КП № 332/53), вторая в 2001 г. от одного из гомельских коллекционеров (КП № 1165). При первом же взгляде на книги можно отметить их поразительное сходство, которое прежде всего выражается в одном и том же размере — гроссфолио и декоре переплетов. Они написаны схожими почерками на одинаковой очень плотной бумаге желтоватого оттенка без филиграней. Листы скомпонованы достаточно грамотно. Их большому формату соответствуют крупные просторные заставки, инициалы, полуустав, а также высокая киноварная вязь. Площадь письма и декора обрамляется широкими полями.

Более подробный анализ орнамента показал, что обе рукописи декорированы в совершенно одинаковой манере. Кроме того, как для одной, так и для второй характерна бросающаяся в глаза разностильность. Полностью повторяются не только композиции и орнаментальные детали, но некоторые инициалы, например «Д», «О». Заставки четко делятся на два типа. Одни созданы с помощью повторяющихся волнообразных акантовых завитков, расположенных плотно друг к другу («гуслицкий» тип), другие же — из свободно разросшихся и переплетающихся ветвей с акантовыми листьями и заканчивающихся жгутами, стручками, цветами. Заставки не перегружены узорами и в основном не обрамлены рамками.

Очень интересно смотрятся композиции, где повторяется известный и в старопечатном орнаменте прием: акантовые стебли проходят сквозь другие детали или пронизывают дополнительный фон. Оригинальны заставки, в которых роскошные декоративные стилизованные растительные элементы соседствуют с натуралистическим изображением листьев, цветов. Отчего создается впечатление реального вазона с комнатным растением, который, собственно, и является образом райского древа. Кроме того, впервые в декоре можно отметить, что возле некоторых небольших инициалов изображены деревья, выполненные в реалистической манере.

Несмотря на то, что на протяжении как одной, так и другой рукописи не выдержан единый стиль, присутствует совершенно разный уровень исполнения, решение каждого отдельного листа достаточно гармонично. Этому способствует и колорит, которому присущи все оттенки красочной гаммы с преобладанием нежно-розовых, сиреневых и светло-зеленых цветов. Многие заставки и инициалы имеют цветные фоны, иногда с разделкой сетчатым и точечным орнаментом. В обеих рукописях рядом с красивой четкой декорированной тончайшими отростками вязью встречается простая вязь со старательно выписанными буквами (рис. 1, 2.).

Рисунок 1 — Праздники певчие (рукопись, 1897 г., нотация крюковая, писец Н.Д. Вдовин)
Рисунок 1 — Праздники певчие (рукопись, 1897 г., нотация крюковая, писец Н.Д. Вдовин)
Рисунок 2 — Праздники певчие (рукопись, 2-я пол. XIX в., нотация крюковая, писец Д.Е. Вдовин)
Рисунок 2 — Праздники певчие (рукопись, 2-я пол. XIX в., нотация крюковая, писец Д.Е. Вдовин)

Оба рукописных произведения настолько близки друг другу во всех отношениях, что можно было бы говорить об одном и том же мастере, создавшем их. Но останавливает следующее: наряду с довольно высоким уровнем исполнения основной массы заставок, инициалов, вязи присутствуют элементы ученичества в некоторых из них, где проявляются, прежде всего, не только подражательство, но беспомощность и неумелость. Особенно это касается «Праздников», поступивших в фонды музея в 2001 году. В них в большей степени отмечаются очень слабые, незавершенные в художественном отношении инициалы. Например «П» (л. 195), примитивно украшенный деревьями без листьев. Некоторые предельно упрощенные орнаменты довольно грубо раскрашены.

Продолжение читайте на Краеведческом сайте Гомеля и Гомельщины.