Найти в Дзене
NOVОЕ РАДИО

FAKT: Жестокая музыка средневековья - «Кошачий клавесин»

В эпоху средневековья время было суровое, господствовал религиозный фанатизм, что не могло не отразиться и на музыке тоже. От тех времён до наших дней дошли некоторые весьма интересные, но подчас, жестокие факты. Например, существуют сведения, что у короля Испании Филиппа II был очень необычный музыкальный инструмент. Не известно, как именно он назывался в то время, но до нас дошло название «кошачий клавесин». Это был длинный ящик, который разделялся перегородками на несколько отсеков. Минимум, семь (по числу нот). В отсеки сажали предварительно отобранных кошек. Отбор заключался в «прослушивании» и производился следующим образом: животным наступали на хвосты или сильно придавливали их, а «настройщик» по высоте голоса распределял их по отсекам, соответствующим конкретным нотам. Кстати, не прошедшие отбор кошки, обычно просто сжигались. Головы кошек высовывались в специальные отверстия, а хвосты были жёстко закреплены под клавиатурой. При нажатии на клавишу острая игла впивалась

В эпоху средневековья время было суровое, господствовал религиозный фанатизм, что не могло не отразиться и на музыке тоже. От тех времён до наших дней дошли некоторые весьма интересные, но подчас, жестокие факты. Например, существуют сведения, что у короля Испании Филиппа II был очень необычный музыкальный инструмент. Не известно, как именно он назывался в то время, но до нас дошло название «кошачий клавесин».

Это был длинный ящик, который разделялся перегородками на несколько отсеков. Минимум, семь (по числу нот). В отсеки сажали предварительно отобранных кошек. Отбор заключался в «прослушивании» и производился следующим образом: животным наступали на хвосты или сильно придавливали их, а «настройщик» по высоте голоса распределял их по отсекам, соответствующим конкретным нотам. Кстати, не прошедшие отбор кошки, обычно просто сжигались.

Головы кошек высовывались в специальные отверстия, а хвосты были жёстко закреплены под клавиатурой. При нажатии на клавишу острая игла впивалась кошке в хвост, что заставляло животное выть от боли. Придворные по очереди «наигрывали» мелодии и пытались брать аккорды. Абсолютно не сложно себе представить, что это была за "музыка".

-3

Такая жестокость по отношению к кошкам объяснялась тем, что церковь объявила их посланниками и помощниками сатаны. А уж под этим соусом в те времена можно было делать всё, что угодно. Ну а если животное имело чёрную окраску, то у него было совсем мало шансов на долгую жизнь. Этот "музыкальный инструмент" был весьма популярным и получил распространение во всей Европе. Были «клавесины» из 7 и 14 ящиков. Первое задокументированное использование этого инструмента относится к 1549 году, и описано французским писателем Жаном-Батистом Веккерлином (1821-1910) в своей книге «Musiciana, extraits d’ouvrages rare ou bizarre» (Музициана, отрывки из сочинения о редких или странных изобретениях) (1887). Вероятно, что были попытки сделать подобные инструменты и с другими представителями животного мира, например со свиньями, но достоверной информации об этом нет.

-4

Примечательно, что и Пётр I для кунсткамеры тоже заказал «кошачий клавесин» в Гамбурге, хоть это и было уже на рубеже XVII и XVIII веков.

Хорошо, что мы можем слушать не "музыку кошачьего клавесина", а намного более приятную для слуха! Например, как в этой подборке песен о кошках)

Если Вам интересно, не забудьте поделиться статьёй с друзьями и подписаться на наш канал!

Впереди ещё очень много NOVого!