Предлагаем вниманию наших читателей интервью, которое наш бог дал Александру Арапову – автору портала «Будокаратэ», востоковеду и профессору философии.
В чем преимущество БЖЖ перед дзюдо, от которого оно произошло?
Николай: Мне кажется, такая формулировка не совсем корректна, хотя я понимаю о чем вопрос. В БЖЖ и грэпплинге есть весь технический арсенал, который только может быть в борьбе. Если убрать все правила и условности, то большая часть схваток закончиться на земле, борьба уж точно. Ну и, конечно же, партер, в них доведен до абсолюта, чего нет ни в одном виде борьбы.
Хотя нельзя сказать, что другие виды хуже или лучше БЖЖ.
Александр: Я думаю здесь несколько отличий, каждое из которых находится в различных областях:
- маркетинг и PR. Начать заниматься БЖЖ означает сегодня приобщиться к относительно новому и чрезвычайно эффективному БИ, которое, в каком-то роде, участвовало в создании UFC (с его необходимой борьбой в партере).
- неформальный стиль, лишенный внешних (и зачастую ненужных) атрибутов, понятная и простая внутренняя культура. Небольшие требования к униформе и внешнему виду (длинные волосы например).
- отсутствие большого количества правил и ограничений, в БЖЖ судья не прерывает поединок в течение схватки (если нет на это веских причин).
- практически не существуют возрастные ограничения, и существует абсолютная категория для сильнейших, вне зависимости от веса.
- в каком-то роде схватки в БЖЖ менее динамичны, но победителя оценивают не по красоте броска, а по причине болевого или удушающего (что снимает вопросы по поводу практической применимости в жизни).
Насколько значима роль японской культуры в БЖЖ? В каратэ, например, "общекультурная" составляющая играет большую роль?
Николай: Японская культура в БЖЖ не играет никакой роли, это чисто «западное» боевое искусство, имеющее восточные корни. Хотя некоторые элементы «востока» в ней остались: наличие кимоно – «ги», название, есть и необычные примеры, например, в некоторых клубах Бразилии, когда какой-либо джитсер демонстрирует хорошее владение техникой или сильную волю к победе, его могут хвалить словами – «о, самурай!».
Скажу больше, все эти игры в «ниндзя», «самураев», «монахов Шаолиня» выглядят очень наигранно, надуманно и напоминают наши детские иллюзии о боевых искусствах, рожденными просмотрами боевиков.
Александр: История БЖЖ начинается с семьи Грейси, которые смогли создать мощную организацию со своей иерархией и внутренними правилами. Мало кто интересуется японской составляющей, потому как многие термины и правила были заменены (где-то названия, например, сенсей был заменен на профессор), лишь только у некоторых базовых приемов остались японские определения («кимура», например). Появилось множество новых техник и приемов, более того продолжают новые направления, которые даже меняют правила проведения соревнований.
Однако в БЖЖ, по-прежнему, остается много и от формальных вещей:
-униформа, татами, судьи, тренеры,
-почтительное отношение к тренеру (менее формальное, чем в дзюдо),
-формальные приветствия (прощание), и поклоны (с неизменным «осс»).
Каково соотношение японского и бразильского в БЖЖ?
Николай: Техника борьбы в стойке в японском, бразильском джиу-джитсу, в дзюдо, имеет общую базу. Условно, это можно назвать «японское» влияние, все остальное уже, сугубо, бразильские техники.
Александр: Если говорить о соотношении, то 90 % (это примерно) техник пришли из японского БИ. Однако многие техники изменили название и были адаптированы к борьбе в партере. Даже сейчас знатоки находят корни приемов в новинках, ведь тело человека не изменилось за сотни лет, хотя то, что работало для низкорослых японцев не всегда подходило для высоких жителей других стран. Более того новые техники приходят в БЖЖ из разных частей света, потому как БЖЖ развивается благодаря возможности практиковать и соревноваться в любой части мира.
Если говорить о БЖЖ без ги, то это очень большой сегмент, который близок к еще более молодому грепплингу (поэтому БЖЖ обогащается техникой греко-римской борьбы, вольной и др.).
Сохраняется ли в БЖЖ связь с самурайскими традициями?
Николай: Нет. Да и нигде ее нет. Хождение по залу в хакамах, пафосные лица с мечом в руках, для меня лично, слабый намек на самурайские традиции.
Да и нужны ли они? Самурайские традиции, это убийство и война. Смерть во имя господина, жестокость военного времени. Не вижу причины романтизировать эти традиции.
Александр: Только в фантазиях очень романтичных тренеров и спортсменов.
Не было ли у кого-либо из мэтров БЖЖ идеи дополнить его ударной техникой?
Николай: В разделе самообороны она есть, правда не на таком уровне, как в каратэ или в кикбоксинге, но есть. Различные попытки в разное время были, в том числе, ввести пощечины и оплеухи во время борьбы, но в жизнь это все реализовано не было.
Александр: БЖЖ всегда было БИ, которое конкурировало за свое место с любым видом БИ (в Бразилии с валетудо и лута ливре и др., в мире с остальными БИ), но для того, что бы развиваться быстрее и получить более удобную для распространения упаковку, потеряло ряд вещей, таких как ударную технику например.
Но сейчас, чтобы конкурировать на высочайшем уровне необходимо брать лучшее, что есть в мире (кикбоксинг, муай тай, классический английский бокс) ударной техники. Так для бойца ММА уже необходимо как минимум четыре направления для совершенства (если это идеал БИ):
- БЖЖ для партера.
- бокс для стойки.
-муай тай для клинча.
-вольная борьба для перевода в партер.
Есть ли какая-либо специфика в преподавании БЖЖ в России?
Николай: Мне сложно сказать, я не занимался у бразильцев. Но, в беседах с людьми, которые занимались в Бразилии, с Кристианом Сестайро – тренером по БЖЖ из Бразилии, могу заключить, что сейчас уже методика преподавания приближается к бразильской. Раньше же просматривалось сильное влияние дзюдо и самбо.
Александр: БЖЖ в России около 10 лет. Существуют небольшие отличия в тренировках:
- любителей и профессионалов.
- возрастных атлетов (потому как в БЖЖ приходят «бывшие» спортсмены из других БИ, которых необходимо переучивать, а не учить с нуля с молодого возраста).
- там БЖЖ делится на фан и для профи (которые тренируются для зарабатывания денег), мы пока учимся на своих ошибках))
В свое время для подготовки бойца ММА БЖЖ и бокс считались стандартным сочетанием. Это просто исторически так сложилось или для боев по правилам ММА это оптимальное сочетание?
Николай: Это наиболее практичные виды для реального поединка. К этому пришли по мере того, как увеличилось количество межстилевых встреч и боев. Становилось очевидным, чья техника «работает» лучше, даже каратисты и ушуисты начали использовать элементы из боксерской техники, а без БЖЖ шансы в «восьмиугольнике» резко уменьшались.
Но, справедливости ради, замечу, что ММА, это не только бокс и БЖЖ, большое значение в них играет техника кикбоксинга и муай тай, да и любых других видов, если ты ее умеешь применять.
Александр: Согласен с ответом Николая.
Что способствует и что препятствует в настоящий момент развитию БЖЖ в России?
Николай: Препятствия в том, что устоявшиеся у нас виды единоборств, видят в БЖЖ конкурента, ревностно к нему относятся. Но БЖЖ и грэпплинг активно развиваются и это не остановить.
Александр: Отсутствие льгот и преференций со стороны государства (поэтому чуть медленнее, чем могло быть), но это и преимущество, потому что никто не мешает и не навязывает правила и ограничения.
Отсутствие достаточного количества тренеров, залов для тренировки БЖЖ, и недорогих турниров. Но это вопрос времени.
Высокая стоимость кредитования и иногда его отсутствие, высокая аренда помещений, высокая стоимость входа для нового студента (кимоно около 8 тыс., абонемент около 5 тыс., аксессуары, питание и др.) потому как владелец зала хочет вернуть свои деньги за 1-2 года, что потом выливается в высокую стоимость тренировок и риск невозврата вложенных денег.