13 декабря на большой сцене Пензенского драматического театра прошла торжественная церемония открытия Года театра в России. Зрители увидели театрализованный пролог из истории сценического искусства в Пензе, в котором приняли участие актеры драмтеатра и студенты театрального отделения Пензенского колледжа искусств.
Накануне этого события заслуженный артист России, художественный руководитель театра Сергей Казаков дал интервью корреспонденту СМИ58 и рассказал о сегодняшнем дне одного из старейших театров страны.
— Сергей Владимирович, Пензенскому драмтеатру - 225 лет. Что можете сказать, с каким багажом театр подошел к этой знаменательной дате?
— На самом деле, это такое знаковое событие. Потому что 225 лет Пензенскому драматическому театру исполнилось 5 декабря, а 13 декабря – официальное открытие Года театра в России. И все это случается в декабре…
Мы считаем, что это некий знак, положительный, очень хороший знак для театра. Надо сказать, что Пензенский драмтеатр входит в пятерку старейших театров страны. Мы – четвертые после Казани. Это тоже очень знаково. Юбилей праздновался в канун открытия Года театра в России, поэтому мы к этому ответственно подошли.
А, вообще, сегодняшний день — большая ответственность. Не только радовать и удивлять зрителя, но и работать в театре, потому что на театр обращают внимание, скажем так, в духовно-нравственном плане.
За долгие годы российский театр, к сожалению, потерял некий ориентир. Его бросало в ту или иную сторону. На сегодня театру как центру духовно-нравственного воспитания детей придается очень большое значение. И это очень правильно. Воспитание подрастающего поколения – вещь глобальная и важная.
Поэтому в Год театра у нас очень много проектов связано с воспитанием подрастающего поколения. Один из них называется «Автора – на сцену!» (Международный конкурс современной русской драматургии – прим. автора). И мы будем находиться в поиске автора, пишущего для подрастающего поколения. Это ноу-хау.
Так же, как и наш проект «Из-под пера». Опять же никто не занимался детскими пьесами. Их практически нет. Раньше-то было — кот наплакал. А на сегодняшний день практически нет. Это очень важно, чтобы дети приходили в театр. И любили его. Поэтому у нас появился этот проект.
Ну и, естественно, всероссийский фестиваль «Маскерадъ» - режиссерская лаборатория. Поэтому в Год театра зритель с нами вообще не соскучится.
— С чем Пензенский театр встретил свой 226-й сезон?
— У нас на сегодня в труппе 39 актеров. Надеюсь, будут еще. В репертуаре 44 спектакля. Мы выпускаем восемь премьер в сезон. Сейчас 44 постановки, а через месяц будет уже 45. Через несколько дней, 22 декабря, состоится премьера «Бременских музыкантов».
Также в этом году состоялись и другие премьеры – «Мое загляденье», «Васса и другие», «Хорошая». Еще четыре спектакля выпустим в следующем году.
— Чем отличается пензенский театр на фоне других?
— У нас есть эксклюзивные проекты. Один из таких, как уже говорил, – «Из-под пера». Второй — в рамках лаборатории «Первая скрипка» при Пензенском драматическом театре мы занимаемся детьми с синдромом Дауна и аутизма. Это очень редкий, уникальный проект. И мы сейчас в Пензенском драматическом театре с «солнечными» детьми делаем мюзикл. Он называется «Колобок». Я не знаю, есть ли в России мюзикл с «солнечными» детьми. У нас будет. Это тоже один из уникальных проектов.
Планируем сделать конкурс «Автора — на сцену!» для драматургов, которые пишут для детей.
Также у нас есть достаточно интересный проект «Открытая сцена – молодым», где может любой молодой актер, начинающий режиссер поставить спектакль. И если он будет хороший, то появится в репертуаре Пензенского драматического театра.
Так случилось с пензенским режиссером Никитой Кузиным, который в рамках этого проекта поставил спектакль «Любовь до потери памяти». Эта постановка теперь у нас в репертуаре, и билетов на нее не достать. Также ему доверили поставить спектакль «Хорошая». Он сделал великолепную работу. И на этот спектакль тоже билетов не достать.
Еще одна уникальность Пензенского драматического театра, одна из его особенностей. Возьмите любой театр: у каждого есть своя колея, своя дорога — ее определяет режиссер, который придерживается определенного направления. Наша уникальность в том, что Пензенский драматический театр — это театр антрепризы режиссуры.
— Почему?
— Потому что в зале 950 мест. Нужно, чтобы к нам приходили люди и им нравился спектакль. А зрители бывают разные. Одни любят – это, а кто-то — другое. Поэтому в нашем репертуаре огромное количество разных спектаклей, на любой вкус: рассчитанные на молодежь, не на молодежь, на женщин, которые любят сериалы... Кстати, это тоже особая «каста» зрителей - женщины, которые любят сериалы. В Москве их почему-то не любят. Многие современные режиссеры говорят: «Только не для них будем ставить». Это плохо. Ведь женщины приходят в театр, они плачут, когда им нравится спектакль.
Или приходите, посмотрите наш спектакль «Визит алой дамы». Ну, такой уж арт-хаус, что мало не покажется — пожалуйста! Мы никого не обделяем. И каждый зритель найдет в нашем театре свой спектакль.