Остановка нашего автобуса располагалась в двух шагах от места выгрузки болельщиков из шаттла, где нам посчастливилось побывать вчера. Передвижные ограждения были аккуратно сдвинуты вдоль дороги, открывая проход к историческому главному зданию Нижегородской ярмарки. Если честно, я перед поездкой подробно не изучал, что именно сейчас располагается в главном здании и даже не знал, чем вообще живет это очень значимое в истории нашей страны место. В итоге, не очень был обрадован, но обо всем по порядку.
Фигура Августина Бетанкура для Нижнего Новгорода неразрывно связана именно со строительством ярмарочного комплекса. Хочется надеяться, что вы и без моего рассказа знаете об одной из главных торговых площадок Российской империи, пестрившей изобилием самого редкого и дорогого товара со всего мира. Воспоминания об этом уникальном месте XIX века остались в трудах величайших писателей того времени. Пусть и в незавершенном отрывке Евгения Онегина Александр Сергеевич Пушкин посвящает ярмарке свои ироничные строки. Было чему посвящать. Цель постройки самого современного по международным меркам центра торговли, поставленная Бетанкуру, была им мастерски исполнена. Расположение ярмарки рядом с рекой позволила возвести не только удобные здания, но и окружить их каналами, мостами, набережными, создавая уникальный архитектурный ансамбль. До Петербурга ему далеко, но для провинциального города, это были очень значительные работы. Не только внешняя красота выделяла ярмарочный комплекс, но и его функциональность, в частности была построена подземная сводчатая канализация. Подобное сооружение позже появится в Париже. Кто читал «Отверженные» Виктора Гюго, тот поймет, а лучше сходить в Парижский музей канализации и увидеть эти уникальные инженерные сооружения своими глазами. Если уж вспоминать о Петербурге, то его маленькая частичка есть и в Нижнем Новгороде. Это построенный по проекту Огюста Монферрана Спасский Собор. Он очень похож на знаменитый Исаакиевский Собор, но меньше по размерам, а внешняя и внутренняя каменная отделка заменена на более скромные материалы. Пожалуй, это единственное сооружение, которое помнит Александра Сергеевича.
Здание Главного ярмарочного дома было перестроено в конце XIX века в гораздо большее по размерам, чем первоначальное. Его архитектура напоминает красочный дворец в старорусском стиле. Не судите строго, я не архитектор, но в сказках я именно так в детстве представлял себе дворцы. Мне бы очень хотелось в таком побывать. Видимо не только у меня была такая ассоциация, т.к. в советское время в нем располагался Детский мир. На мой вкус, внешне оно краше московского Детского мира. Вообще в советское время в нем располагалось много чего не связанного с торговлей, например, авиаклуб. Памятная табличка на фасаде здания напоминает о том, что: «В этом здании в аэроклубе имени П.И. Баранова учился в 1939-1940 г.г. Сутягин Николай Васильевич – Герой Советского Союза, сбивший на истребителе МиГ-15бис 22 реактивных самолета в небе Кореи в 1951-1952 г.г.».
Не могу удержаться и не рассказать несколько анекдотов в тему. Официально Советский Союз опровергал свое участие в корейской войне. На международной арене утверждалось, что пилотами советских МиГов являются китайские добровольцы. Неофициально стороны конфликта знали, что в небе Кореи сражаются между собой советские и американские летчики. Для своих же граждан это не афишировали. Рад, что памятные таблички увековечивают для потомков их подвиги. Теперь анекдот: «В то время, как американские войска пытаются навязать свою диктатуру народам Юго-Восточной Азии, в небе Кореи отважно сражаются китайские летчики-добровольцы Ли Си Цын и Ван Ю Шин». И ещё один (заранее простите за использование «высокого падежа», но без него ни как, тем более китайские фамилии ему созвучны): «Сидят в северокорейской тюрьме сбитые американские пилоты и разговаривают:
- Меня сбил русский пилот по имени Ваня - говорит один
- А меня - Коля - говорит другой
- А меня китаец сбил - вдруг говорит третий
- Какой китаец ???
- Ну, я в шлемофоне слышал: "Вася, я х*йну, прикрой!". Вот этот
Х*й Ну меня и сбил»
Сейчас в части здания Главного ярмарочного дома располагается мультимедийна выставка «Россия – моя история», на которую нам не удалось попасть. Был понедельник, а очень многие музеи по понедельникам не работают. Вот она самая счастливая категория работников, отдыхающая по понедельникам и не только в нашей стране. Очень многие музеи и в других странах не работаю по понедельникам, например музей Порше в Штутгарте, а вот музей истории ГАЗ работает. Ещё раз хочу вам всем порекомендовать его к посещению. Пусть на выставку я не попал, но свое отношение к современной тенденции создания мультимедийной истории не утаю.
Относительно недавно я посетил вновь открытую экспозицию музея космонавтики в павильоне Космос на ВДНХ. К большому своему сожалению, я не помню экспозицию в советское время, а застал лишь то, что было в нем в 90-х годах: завешанные или закрашенные гигантские портреты космонавтов, просвечивающиеся через эту «маскировку», с немым укором смотрели на творящейся в молодой стране процесс потери ориентиров и превращения всего, чего только можно, и музеев в том числе, в объекты торговли или будущие площади под постройку торговых центров. В павильоне Космос было что-то вроде растениеводческой базы. Хорошо, что экспозицию решили восстановить, но вот вопросов по ней у меня много. Не могу я воспринимать музей по слайдам и картинкам. Да они важны, важны фотографии, но центральными должны быть уникальные экспонаты. В 90-х многое из того, чем гордилась страна, отправляли на металлолом, совершая преступление перед памятью тех людей, что создавали мощь страны. Не обошла эта учесть и нашу космонавтику. Своего рода элементом национального позора для меня является то, что у нас не стремятся сохранять настоящую технику, которая летала, ездила, плавала, а в место неё ставят «чучела», бездушные макеты. Немного из далека я подвожу к флагману Советской космонавтики – космической программе многоразового корабля и системы его вывода на орбиту Энергия-Буран. Тот макет, который сейчас установлен на ВДНХ был долгое время в парке Горького, не мог даже теоретически полететь, а вот корабль, побывавший на орбите, и ракетоноситель были уничтожены безразличием чиновников к истории и похоронены под руинами обветшалых ангаров на Байконуре в 2000-х годах. К примеру, в США, последние шаттлы находятся в музеях. Например, Атлантис можно увидеть в выставочном комплексе Космического центра имени Кеннеди во Флориде. Он установлен в наклонном состоянии и посетители, находясь на специальном мостике, могут увидеть внутренности корабля, раскрывающийся грузовой люк и специальный кран-манипулятор, с помощью которых доставлялись на орбиту Земли модули МКС, в том числе российский модуль «Рассвет», а также собирался на орбите телескоп Хаббл.
К моему огромному сожалению, процесс уничтожения живой истории продолжается. Последним примером этого может стать музей авиации в Монино. Я приведу только факты из официальных писем КБ «Сухого», «Туполева», «Яковлева», «Ильюшина», «Мясищева», к которым обратилось Министерство обороны с целью оценки возможности переноса экспозиции. В них четко дается ответ на поставленный вопрос о переносе: он не возможен. Фактически – это распил на металлолом, в результате которого будут безвозвратно потеряны более 100 «живых», видевших небо крылатых машин. Если их и «склеят» на новом месте, то, утратившие свою техническую и историческую ценность экспонаты, превратятся в очень недолговечные макеты.
Возвращаюсь к рассказу про Нижний Новгород. Как вы уже поняли, внешний вид Главного ярмарочного дома мне очень понравился, чего не могу сказать о прилегающей к нему площади. Фактически он напоминает пустырь со старым асфальтом и бетоном, через трещины которых начала прорастать трава. Это место так и просит сделать здесь красивые фонтанчики, клумбы со всевозможными цветами и лавочки для горожан. Мне очень сильно при прогулке по Нижнему Новгороду не хватало таких уединенных мест как то, что было на треугольной площади с фонтаном перед Нижегородским Кремлем.
Ещё одним историческим зданием, оставшимся со времен XIX века, является собор Александра Невского, расположенный буквально в нескольких сотнях метров от новенького стадиона, который обязательно будет осмотрен в следующий визит.
Немного дальше Главного ярмарочного дома установлен памятник В.И. Ленину очень внушительного размера. И опять я немного включил свое воображение. Владимир Ильич, в привычной для его памятников манере, поднял правую руку. В данном случае она указывает на здание гостиницы, которая называется Маринс Парк. Самое главное, что в этом здании с торца расположен магазин Дом книги. Не могу удержаться и не вспомнить знаменитую фразу в вольной трактовке: «Учиться, учиться и ещё раз учиться». Если кому-то не нравится ассоциация её с Лениным, то специально для них отмечу, что автором её является Антон Павлович Чехов и это не важно, а важно то, что она от начала и до конца правильная в любую эпоху.
Наша небольшая прогулка, очень сильно ограниченная временными рамками, уже подходила к концу. На прощание с городом мы прошли по мосту через Оку, ещё раз насладившись видами Нижнего Новгорода и слиянием двух рек. Сохранив в памяти все впечатления и непременное желание вернуться сюда не раз, мы отправились в сторону вокзала. Он совсем не далеко и пятнадцати минутная прогулка по старым улочкам нас совсем не утомила. По дороге мы встретили командированных полицейских, фотографирующихся на фоне памятника Ленину. Для многих он останется непременных символом ушедшей эпохи - сложной, многогранной и непростой, но историей нашей страны, которую нужно знать и уважать. Мне бросилось в глаза то, что у постамента была уложена гранитная плитка, края которой уже отломились, ограждающие бордюры пришли в негодность или вообще отсутствуют, обнажив песчаную основу, поглощаемую травой. Памятник нуждается в уходе и для меня не понятно такое отношение к истории страны. Зачем эта избирательность? Необходимо сохранять не отдельные осколки национального исторического сознания, а целостное зеркало для наших потомков без искажения и намеренно предвзятого к нему отношения. Звучит проще, чем это сделать, но нужно стремиться к такому пониманию истории.
Рядом с гостиницей встречаем панамских болельщиков с грустными лицами. Я их очень понимаю. Совсем скоро они покинут этот праздник, вновь вернувшись в привычную для себя обстановку. Вот и мы на том самом пути возвращения. Обычный пейзаж старого города с узкими улицами и местами отсутствующими тротуарами постепенно заканчивается той самой вокзальной площадью, которую мы первой увидели в этом городе.
Мы решили перекусить в удобно расположенном МакДональдсе на вокзале. Самый обычный процесс был приятно разнообразен иностранными гостями. Почему-то в этот день в нем было много французов. Между двумя из них возник спор у терминала заказа, апофеозом которого стало очень громкое выступление колоритного француза. На его голове была панамка, но в отличие от своего товарища, он не был одет в цвета своей сборной. Этот француз с таким чувством излагал свою мысль и при этом сжимал вместе большой, указательный и средний палец, образуя жест руки, поднося которую к губам, а затем распуская пальцы, обычно символизируют великолепный вкус блюда. Настоящие гурманы. После этой сцены я практически уверен, что МакДональдсы в России назвал «ресторанами быстрого питания» именно француз.
Закончив обед, отправляемся к вокзалу. Нас поджидает неприятный сюрприз - очень большая очередь на его входе. Перед нами стоял тучный англичанин, доедавший свой гамбургер и методично запивая его кока колой. Завершив этот процесс, он без каких-либо колебаний надел стакан на опору перил, хотя урна было в двух шагах от него. И это представитель «цивилизованной» страны. Я уже высказывал свое отрицательно отношение к такому безответственному обращению с мусором. Воспитание, с целью пресечения подобного поведения, должно выполняться с детства. Когда я учился в школе в небольшом подмосковном поселке городского типа, в 8 классе нас в полном составе в конце весны привлекли в качестве подобного элемента воспитания к субботнику по уборке мусора с обочин дороги, ведущей в поселок. Все было организовано. По дороге нас сопровождал автомобиль милиции, помогали коммунальные службы, но только в снабжении пустыми мешками и погрузке их в кузова ЗиЛков. Мусор собирали ученики. В итоге, уборка дороги, длинной в 3 с небольшим километров, у нас заняла весь день, за который были наполнены не менее 10 кузовов грузовиков. Все устали, но самое главное, что стало чисто, а у всех нас осталось чувство острой неприязни к тем, кто кидал на обочины мусор. Почему они не могли 5 минут потерпеть и выбросить его в урну или контейнер? Видимо этого англичанина воспитывали не так, как нас. Мне его даже жаль.
Наше ожидание затянулось. На входе в здание вокзала работал всего один пункт досмотра. Вдруг неожиданно появляется женщина в форме РЖД. Я не знаю её должности, но она явно была из руководящего состава и очень быстро уточнив на какой поезд стоит в очереди пассажиры, скомандовала через волонтера иностранцам и нашим соотечественникам следовать за ней, через второй вход на вокзал, расположенный за тем входом в который уже стояла большая очередь. Через подземный тоннель мы проследовали в её сопровождении и волонтера к той самой инфраструктуре спрятанной под землей: различные переходы и ответвления табло с путями. Но все равно очень мало навигационных табличек. Оказавшись там первый раз так быстро мы бы требуемый путь не нашли, но эта замечательная сотрудница не только сопроводила и показала дорогу пассажирам, но и распорядилась включить дополнительные рентгены, операторы которых не очень без её вмешательства стремились сократить значительную очередь. Практически за 5 минут до отправления мы садимся в вагон нашей Ласточки. Один из пассажиров не успевал дойти до своего вагона и проводница посадила его на свободное место в нашем вагоне, сказав, что он сможет пройти до своего места на следующей остановке. Я так понял, что весь поезд состоит из нескольких групп изолированных друг от друга вагонов. Мы толком ещё не успели приглядеться ко всем пассажирам до отправления поезда, но уверен, что в дороге будет на что посмотреть.