В конце 80-х на смену кинотеатрам пришли видеосалоны (о них я писал здесь: "Видеосалоны и первые американские фильмы из ранних 90-х"). А в 93-94 годах видеосалоны сдали свои позиции домашним просмотрам. К этому времени многие уже имели дома простенький видеоплэйер. То есть не полноценный видеомагнитофон со встроенным тюнером, который мог принимать и записывать передачи эфирного телевидения, а воспроизводящее устройство. Простенький плэйер недорогой марки типа "Голдстар" можно было купить за 100-150 долларов. А какой-нибудь поддельный хлам типа "ПаВасоника" стоил еще дешевле.
Существовала еще такая вещь, как "пишущий плэйер". Это устройство ценилось особо, поскольку стоило дешевле видеомагнитофона с ТВ-тюнером, но при этом позволяло переписать фильм с кассеты на кассету.
Плэйер можно было подключить к советскому цветному телевизору. Правда, для этого требовался декодер PAL/SECAM.
Декодер переводил сигнал из действующего в России стандарта SECAM в стандарт PAL, который использовался в импортной видеотехнике. В первой половине 90-х газеты бесплатных объявлений были завалены объявлениями телемастеров, которые предлагали установить декодер. Для многих доработка советского телевизора была единственным выходом. Ведь импортный телевизор системы PAL стоил бешеных денег. Так, за Sony Trinitron с диагональю 21 дюйм в 1993 году просили 450-550 долларов (цена зависела от страны сборки).
Сначала кассеты с фильмами можно было только купить. В 1993 году покупка кассеты являлась весьма недешевым удовольствием, поэтому покупали только проверенные фильмы. То есть те, которые где-то видели. При этом устойчивым спросом пользовалась советская классика вроде Гайдая или Рязанова.
Названия фильмов на кассетах печатали на пишущей машинке либо писали вручную ручкой или фломастером. Печать на принтере встречалась реже. Часто на кассетах благодаря плохо учившимся в школе продавцам попадались весьма забавные формулировки вроде названия "Греческая смаковница" (вероятно, проверочным словом было слово "смак"). А недавно в "Ельцин-центре" видел кассету с такой аннотацией: "Придурки на каникулах (комедия по типу "Последнего девственника" только эротика не крутая)".
Еще больше примет времени в романе о 90-х "Не здесь и не сейчас"
А теперь я скажу несколько слов о фильмах, которые впервые посмотрел на кассетах в 90-е, и которые пересматриваю до сих пор.
"Эммануэль" (эротика).
Несмотря на то, что фильм шел в кинопрокате и в 90-е неоднократно демонстрировался по телевидению, кассеты с "Эммануэль" пользовались огромным спросом. Кроме первого (и отчасти второго) фильма, который стал классикой жанра благодаря потрясающей органичности Сильвии Кристель, на кассетах продавались многочисленные подражания типа "Черная Эммануэль" или откровенная категория "Б" вроде "Эммануэль и каннибалы". С классической "Эммануэль" их связывало только название.
"Полицейская академия" (комедия)
Персонажи из этой многосерийной комедии в начале 90-х стали русскими народными героями. Могучий Хайтауэр, пронырливый Махони, хулиган Зет, секс-бомба в полицейской форме Дебби Кэллахан, обаятельный пожилой пофигист комендант Лассард, вечно попадающий впросак капитан Маузер ...
Вероятно, российским зрителям понравилось то, что о правоохранительных органах рассказывают с симпатией, но при этом с юмором и без пафоса.
Бар "Голубая устрица" — самый знаменитый эпизод фильма.
"Последний бойскаут" (боевик)
Фильм, который продемонстрировал, что такое искусство диалога. Это когда коротко, внятно, ярко, а местами еще и очень смешно. Я больше всего люблю диалог про кожаные штаны чернокожей футбольной звезды Джимми Дикса. Разочаровавшийся в жизни частный детектив Джо Халенбек спрашивает, сколько они стоят, Джимии отвечает "Шестьсот долларов" (то есть по нынешним временам несколько тысяч), и Джо удивляется: "Шестьсот долларов? Они что, с телевизором?" А через несколько сцен Джо Халенбек вытаскивает из машины плохих парней чемодан с миллионами долларов, протягивает его Джимми Диксу и говорит: "На. Купи себе новые штаны".
"Смертельное оружие" (полицейский боевик)
Эта замечательная киноэпопея вполне может претендовать на определение "Энциклопедия американской жизни". Тут и производственный роман (работа полиции), и семейные отношения (дружная семья сержанта Мёртоу), и настоящая мужская дружба с взаимовыручкой, и трагедийные love story сержанта Ригса, и хэппи-энд в четвертой части, и, разумеется, очаровательный юмор.
Читайте мой роман о 90-х "Не здесь и не сейчас"