Дедушке было 5 лет, когда его отец погиб в годы войны. При этом он не был на поле битвы, а строил метро в Москве. С родственниками отца дедушка не общался и своих бабушку с дедушкой ни разу не видел.
Однако в 80-х его потянуло к корням и он съездил в родное село отца. Нашел там то ли его сестру, то ли жену брата, которая еще что-то помнила и расспросил ее. Так хотя бы появилась семейная легенда о кулаках, мельнице и кровле местного храма.
Эту историю я слышала с самого детства и она стала чем-то органическим, не требующим подтверждения. Но, когда я занялась генеалогией, устроила форменный допрос дедушке. Он повторял лишь то, что я слышала до этого миллион раз. Никаких ФИО и точных дат. Периодически я задавала те же вопросы, надеясь, что у него всплывет что-то из памяти. Он отвечал все то же, не теряя при этом терпения (спасибо ему, сама бы я давно психанула).
И вот однажды, увидев в детективе метод «реконструкции событий», я решила провести с дедушкой эксперимент:
- Не представляю, что вы делали в селе, где ни разу не были. Пошли в сельсовет или как?
- Зачем же? – удивился дедушка. – Просто спросил у прохожего, где живет самый старый человек. Меня отвели, там была старушка-родственница, которая помнила отца и его семью. Рассказала, что дед делал кровлю для местного храма. Его потом похоронили рядом с ним.
- Ого! – восхитилась я новой подробностью. – А могилы, наверное, не сохранилось?
- Почему? Меня отвели, показали надгробный памятник. Там даже имя можно было прочитать «Б* Сергей Ильич», - спокойно сказал дедушка и добавил: - Правда, не помню, была там дата или нет.
Здесь моя челюсть отваливалась. Детективный метод работает! Столько раз я его расспрашивала, а он говорил «Не знаю, не помню» и тут выдал сразу два имени! Стоило лишь поменять подход.
Генеалогия реально развивает мышление. Очень редко, когда можно получить информацию «в лоб», все чаще надо придумывать обходные пути.