Если вы не ответили обидчику - растерялись, не нашли нужных слов; или он пользовался властью, и вы просто не могли ответить, - не надо слишком расстраиваться. Оскорбителю предстоит нечто более серьёзное, чем скандал с вами. Ещё придет для него время за все ответить. Попозже. Так писал мудрый философ Сенека.
Тот, кто оскорбляет других, делает это намеренно. Специально. Он знает о своей безнаказанности; ему раньше сходили с рук оскорбления других людей. Он отлично защищён своим умелым, профессиональным хамством. Или властью, которой пользуется для того, чтобы уязвлять и унижать других людей. Он привык оскорблять. Это его манера поведения. Милая привычка. Но рано или поздно оскорбитель напорется на того, кто сумеет ему ответить. И за себя, и за вас, и за всех, кого распоясавшийся агрессор обижал раньше.
Сенека рассказал, как император Калигула оскорблял публично прицепса Валерия Азиатика. Дескать, жена прицепса в постели императору не понравилась! И еще всякие гадости, хохоча, говорил. При всех. Калигула вот так оскорблял сурового воина, а тот не мог ответить - ведь тогда Калигула зверски казнил бы всю его семью. Он всегда так делал.
Без всякой опаски император оскорблял также и тихого женоподобного юношу с певучим голосом. Так, походя, оскорблял нехорошими словами. Передразнивал и непристойности говорил. По привычке просто. Очень он любил над всеми издеваться.
Так вот. Этот тихий певучий юноша и ударил первым Калигулу во время нападения заговорщиков. Мечом по шее. Тихонечко пошел, вступил в заговор и императору отомстил за оскорбления. Калигула страшно удивился, наверное, но удивление выразить уже не смог…
Тот, кто оскорбляет других, обязательно встретит того, кто ответит на оскорбление. Совершенно неожиданно для распоясавшегося хама ответит. Оскорбитель утрачивает бдительность и не ждёт ответа - ему же не отвечают! Вот вы не ответили, например. И правильно сделали.
Надо предоставить оскорбителя его собственной участи, если ответить невозможно. Участь эта незавидна и логична. Рано или поздно придётся ответить; причём, совершенно неожиданно...
Анна Кирьянова