Найти тему
Всем балет!

Как менялась балетная пачка

С начала XX века женский балетный костюм видоизменялся, появлялись новые технологии пошива, и сегодня в главных театрах страны можно увидеть прекрасные балетные пачки.

Пачка шьётся из полупрозрачной ткани - фатина. Фатин бывает разной жесткости, как правило, используют 3 уровня жесткости. Внизу - жесткий слой фатина, чтобы поддерживал форму и тяжесть верхних слоев. Затем - средней жесткости, и сверху - самый мягкий и летящий.

Фатин
Фатин

Пачка шьется для каждой танцовщицы индивидуально, согласно особенностям фигуры балерины, радиус юбки может быть разным. Посмотрим, как на протяжении XX века менялась балетная пачка.

В начале XX века балетная пачка не слишком держала форму и не показывала полностью ноги балерины.

Агриппина Ваганова
Агриппина Ваганова
-3

В 30-е и 40-е годы балетная пачка оставалась многослойной юбкой, но, судя по фотографиям, слои не соединялись между собой. Ткань, из которой сшита пачка, едва ли напоминает современный фатин.

Наталья Дудинская
Наталья Дудинская
Марина Семёнова
Марина Семёнова
Галина Уланова
Галина Уланова

В 50-е годы радиус пачки заметно уменьшился. Постепенно слои стали собираться аккуратнее, юбка больше не прикрывала линию ног балерины. Костюм выглядел достаточно скромно, украшений почти не было.

Майя Плисецкая
Майя Плисецкая
Ирина Колпакова в балете "Раймонда"
Ирина Колпакова в балете "Раймонда"
Нинель Кургапкина
Нинель Кургапкина

Еще через десять лет, в 60-е годы XX века пачка стала плоским кругом с небольшим радиусом, прибавилось украшений.

Екатерина Максимова
Екатерина Максимова
Наталья Бессмертнова
Наталья Бессмертнова

В последующие 20 лет мало что менялось в оформлении женского балетного костюма, разве что юбка стала выглядеть тяжелее, прибавлялись блестящие в свете рампы украшения балетной пачки. Внешне уже намного больше напоминает современную.

Людмила Семеняка в балете "Раймонда"
Людмила Семеняка в балете "Раймонда"
Алтынай Асылмуратова с партнером, Кировский театр. Фото: mariinsky.ru
Алтынай Асылмуратова с партнером, Кировский театр. Фото: mariinsky.ru
Пачка Алтынай Асылмуратовой для партии Авроры (Музей театрального и музыкального искусства)
Пачка Алтынай Асылмуратовой для партии Авроры (Музей театрального и музыкального искусства)
Фатиновая основа и украшения
Фатиновая основа и украшения

90 - е годы и начало XXI века - балет стремительно развивается, балерины теперь танцуют совершенно по-другому, нежели 50 лет назад.
Изменились технологии изготовления балетных туфелек и, конечно же, пачки. Снова стал увеличиваться радиус балетной юбки. Костюм стал богат на украшения, слои пачки стали плотнее и увесистее, они надежно собраны между собой.

Диана Вишнева и Фарух Рузиматов в балете "Дон Кихот"
Диана Вишнева и Фарух Рузиматов в балете "Дон Кихот"
Мария Александрова и Николай Цискаридзе
Мария Александрова и Николай Цискаридзе
Ульяна Лопаткина, "Лебедь"
Ульяна Лопаткина, "Лебедь"

В наши дни театры шьют шикарные пачки, на которые очень приятно смотреть. Они плотные, видна многослойность, слои собраны и слегка опущены вниз, что позволяет рассмотреть украшения костюма.

Оксана Скорик и Леонид Сарафанов в Гран Па Классик на муз. Обера. Фото: Jack Devant
Оксана Скорик и Леонид Сарафанов в Гран Па Классик на муз. Обера. Фото: Jack Devant
 Виктория Терешкина в балете "Дон Кихот"
Виктория Терешкина в балете "Дон Кихот"
Екатерина Кондаурова в балете "Пахита"/ Фото: Jack Devant
Екатерина Кондаурова в балете "Пахита"/ Фото: Jack Devant

Время меняет многое, особенно такое живое искусство, как балет. Красота движения, красота костюмов, декораций, освещения - все это - балетный спектакль, из которого нельзя исключить ни одну составляющую.

До новых встреч!

Как понять балет?
Интервью Марии Хоревой
Цены на билеты в театр