Найти тему
История: факты и мифы

Культ смерти

Оглавление

В XIX веке интерес к спиритизму и мистике превратился из модного увлечения в настоящий бум.

С 1800 по 1900 годы человечество прошло грандиозный путь. В большинстве развитых стран была побеждена неграмотность, а уровень жизни вырос в разы. Достижения науки были революционными: Чарльз Дарвин выпустил книгу «Происхождение видов», Луи Пастер стал пионером в микробиологии, Готтлиб Даймлер и Вильгельм Майбах запустили производство двигателей внутреннего сгорания, а Де ла Рю придумал лампу накаливания. Ужасы эпидемии и голода уходили в прошлое. Жизнь менялась буквально на глазах.

И в то же время именно в эту эпоху проснулся небывалый интерес к оккультизму и загробной жизни. Наивность обывателей тех лет поражает. Даже люди с университетским образованием легко становились жертвами шарлатанов, уверявших, что вступить в контакт с умершими не очень сложно.

Немалую лепту в повальную моду на спиритические сеансы и общий культ смерти внесли газетчики. В погоне за сенсацией журналисты подробно расписывали «достоверные истории» с ожившими мертвецами и брали интервью у говорящих привидений.

Боязнь оказаться похороненным заживо привела к некоторым удивительным изобретениям

Тихие убийцы

Смерть была повсюду и могла настичь человека в любой момент.

Болезни, которые сегодня почти забыты, в XIX веке были одной из главной причин преждевременной смерти. Не были редкостью и самоубийства - либо по причине психических расстройств, либо из-за обнищания или несчастной любви. Не менее опасным были и промышленные предприятия, где несчастные случаи происходили почти ежедневно. Одним словом, 150 лет назад смертельный риск подстерегал на каждом шагу.

Холера. Смертность от холеры в XIX веке оставалась на очень высоком уровне. Большинство врачей считали виновником болезни к плохой воздух. Лишь в 1850 году было доказано, что К причина эпидемий — вода бактериями. Но и после этого тысячи людей продолжали пить некипяченую воду, подвергая себя смертельному риску.

Скарлатина. До изобретения антибиотиков скарлатина была одной из главных причин детской смертности. В XIX веке ребёнок с красным горлом и мелкоточечной сыпью считался обречённым на неминуемую к смерть.

Брюшной тиф. Как и многие другие инфекционные заболевания, брюшной тиф многие века почти не поддавался лечению. При этом в условиях антисанитарии болезнь распространялась с огромной скоростью. Тиф был особенно опасен для детей и людей с ослабленным иммунитетом.

Утопление. Трудно поверить, но в Европе в XIX веке почти никто не умел плавать. Оказавшись в воде (в результате падения с моста или по другой причине), большинство людей погибали. Одновременно возникла мода на самоубийство путём утопления.

Туберкулёз. В XIX веке болезни лёгких никого не удивляли. И человек с мертвенно бледным лицом, задыхающийся от удушливого кашля, никого не смущал.

В XIX веке большинству людей не было очевидно, что он без конца заражал окружающих своими смертельно опасными бактериями.

Живые трупы

В XIX веке далеко не каждый врач умел отличить реально умершего от живого человека пребывающего в состоянии глубокого обморока или летаргического сна.

В 1896 году была даже создана Ассоциация по предотвращению преждевременных захоронений. Страх быть закопанным на кладбище заживо для многих превратился в навязчивую фобию. Закономерным последствием стало изготовление гробов, в которых захороненный по ошибке человек имел шанс на спасение.

Смерть как праздник

Процесс предания усопшего земле оброс множеством традиций, обрядов и условностей.

По мере роста благосостояния населения в Европе и Северной Америке процедуры, связанные с отправкой человека в последний путь, всё более усложнялись. Многие традиции стали восприниматься как обязательные. Например, следовало остановить в доме все часы и закрыть плотной тканью зеркала. Над входной дверью надлежало повесить траурный венок, а сам дом украсить чёрными лентами. Когда широкое распространение получили фотографии, то появился обычай на время траура класть снимок усопшего изображением вниз.

Процесс прощания мог затянуться на несколько дней. Соответственно, надо было заботиться о его презентабельном виде. Умельцы из бюро ритуальных услуг научились подкрашивать лицо мертвеца так, что характерные пятна и бледность уже не бросались в глаза.

Морги с холодильниками ещё не изобрели, и в жаркое время года быстро возникала проблема неприятного запаха. Самым распространённым средством борьбы с ними были ароматические свечи, свежие цветы и, разумеется, парфюм.

Похороны человека из имущих классов превращались в пышную церемонию с богато украшенным катафалком и многолюдной процессией
Похороны человека из имущих классов превращались в пышную церемонию с богато украшенным катафалком и многолюдной процессией

И даже грустный процесс выноса тела полагалось выполнять в строгом соответствии с определёнными правилами. Например, усопшего требовалось нести только ногами вперёд. А с его головы нередко срезали прядь волос, которую безутешная вдова могла хранить на память в специальном медальоне. И всем было хорошо известно, что в траурном букете допустимо только чётное число цветков.

Боязнь похищения тела

Случаи похищения трупов с кладбищ оставались на протяжении XIX века весьма актуальной проблемой

Вплоть до XIX века потребности медицинских учебных заведений в трупах (чтобы студенты изучали анатомию и научи-: лись вскрывать тела, определяя причину смерти) вполне покрывались количеством повешенных преступников. Но ; с конца XVIII века число казней неуклонно сокращалось, а количество учебных заведений и студентов-медиков росло. Предприимчивые дельцы, не обременённые предрассудками, за оговорённую плату привозили в анатомические театры трупы на любой вкус. Свежие надгробия подсказывали возраст и пол умершего. Отдельной проблемой были вскрытия могил для похищения ценных предметов одежды и даже самих гробов (для повторной продажи). Весь этот зловещий бизнес приводил в отчаяние родню усопших. Появились даже завещания, где люди требовали захоронить себя после смерти в невскрываемых могилах.

Для борьбы с похитителями создавались своеобразные невскрываемые бункеры
Для борьбы с похитителями создавались своеобразные невскрываемые бункеры

Спрос породил соответствующее предложение. В конторах по оказанию ритуальных услуг появились особо прочные стальные гробы, а также варианты строительства мемориала. который можно было скорее взорвать чем взломать.

Ещё более любопытным последствием данной проблемы стали завещания представителей «прогрессивной общественности», в которых люди просили после кончины передать свой труп на нужды медицинской науки.

Туннели Смерти

В катакомбах Парижа похоронено 6 млн человек.

Переполненные кладбища издавна были серьёзной проблемой больших городов. В Париже с конца XVIII века получила распространение практика размещения останков людей в огромных подземных ка такомбах. Как правило, туда переносили кости и черепа из старых массовых захоронений или заброшенных могил, чтобы освободить место для «новичков», чья родня могла неплохо заплатить. По самым скромным подсчётам, со временем парижские подземелья вместили в себя останки более шести миллионов человек. С XIX века длинные галереи с множеством черепов превратились в достопримечательность, куда начали пускать туристов и любопытных.

20 метров составляет глубина залегания туннелей.
800 метров средняя длина галерей с захоронениями.
14 ˚С постоянная температура воздуха.
Из человеческих черепов и костей в парижских катакомбах сложены огромные стены
Из человеческих черепов и костей в парижских катакомбах сложены огромные стены

Этикет ритуала

Сложились правила, диктующие, во что следовало одеваться в дни траура и как себя вести.

Для обывателей, потерявших близкого человека, выпускались специальные справочники, где подробно описывался регламент траура и его сроки.

Для начала женщина была обязана облачиться во всё глубоко чёрное.

Желательно из шёлка или крепа. Потом постепенно женщина должна была менять цвет на тёмно-серый или лиловый. Но ни в коем случае не на синий или зелёный. В руководстве описывалась и продолжительность ношения траурной одежды.

Это зависело от степени родства. Допустим, по умершему мужу полагалось носить траур два года, а по двоюродному брату — всего один месяц.

Разумеется, открылось много специализированных магазинов и швейных мастерских, где можно было купить или заказать все необходимые одеяния. При этом хранить траурный наряд дома считалось недопустимым. От чёрных одежд следовало избавляться сразу после завершения срока скорби. Но смерти подчас случались с завидной регулярностью. И каждый раз заказывать очередной тёмный костюм было накладно даже для обеспеченных семей. Что уж говорить про мучения людей с низкими доходами!

«Хранить Траурную одежду дома считалось дурной приметой, а покупать каждый раз новую было разорительно»

Регламент распространялся и на многие предметы быта. Так. в период траура полагалось приобретать бумагу для переписки с чёрным кантом. При этом в сообщениях можно было упоминать только тему скорби и страданий.

Несоблюдение всех этих правил могло привести к осуждению обществом и изоляции.

Память

Мода на творческий подход к памяти об умерших.

Латинское изречение Memento mori («помните, что вы умрёте») получило в XIX веке новое звучание. Возник спрос на предметы с тематикой смерти, например: часы, украшенные скорбными афоризмами, медальоны с прядями волос ушедших близких, перстни и кулоны с изображением черепа и так далее. Самым удивительным явлением стали фотографии умерших, которые должны выглядеть на снимке живыми и здоровыми. Это делалось в тех случаях, когда по какой-либо причине прижизненного фото не имелось.

Семейная фотография с умершим ребёнком (в память о нём) стала в конце XIX века будничным явлением
Семейная фотография с умершим ребёнком (в память о нём) стала в конце XIX века будничным явлением

Диалог с покойником

В век электричества и паровых двигателей пришла мода на спиритизм.

Вера людей в то. что существуют способы общения с родственниками и друзьями, ушедшими в иной мир. существовала давно. Но именно в век интеллектуального рывка и поразительных открытий в области физики, химии и биологии спиритизм получил признание во многих домах как вполне себе научно обоснованный раздел естествознания.

В 1848 году десятки газет опубликовали сенсационный репортаж о трёх сестрах Фокс. Девушки рассказывали, что они общались с привидением, поселившимся в их доме. Причём не словами, а постукиванием. Например, один удар означал «да», а два — «нет». Сёстры быстро обрели славу всемогущих медиумов. Богатые семьи наперебой зазывали их к себе за огромный гонорар. Девушек умоляли помочь установить контакт с умершим родственником и задать ему актуальный вопрос. Например, где припрятаны сокровища. И вскоре начался настоящий бум спиритизма. Ясновидящие плодились с невероятной скоростью.

А на публичные сеансы общения с загробным миром собирались целые толпы зевак, щедро оплачивая это шоу.

Держаться за руки. По правилам спиритических сеансов следовало погасить в помещении свет (или приглушить до минимума) и взяться за руки. В идеале все участники должны сидеть по кругу.

-6

Вселение духа в медиума. Кульминацией сеанса могла стать сцена временного< переселения привидения в тело медиума. Разумеется, медиуму в эти мгновения полагалось закатывать глаза, подёргиваться и выглядеть полностью зависимым от инородной воли.

Чудеса внушения. Доведённые до экстаза зрители на каком-то этапе начинали не просто чувствовать и слышать «вызванный дух» мертвеца. но и могли видеть его неясные очертания, витающие по комнате.

-7

Дух касается участников. Опытный медиум должен был позаботиться, чтобы с началом сеанса гости ощутили лёгкое прикосновение «привидения». Это означало, что связь с усопшим установлена.

Загадочный свет. Ловкие медиумы заранее заботились о появлении в нужный момент тусклых источников света, которые можно было принять за чьи-то глаза.

-8

Звуковые эффекты. Для полноты картины медиум должен был обеспечить загадочные звуки. Например, скрип половиц, чьи-то шаги, вздохи. Для этого был очень полезен помощник в соседней комнате.

Специфика. Для каждого типа покойников был свой способ призвания к общению. Например, с утопленниками следовало вступать в конакт при помощи ёмкости с водой и нехитрых приспособлений вроде специальной трубы.

-9

Голоса из пустоты. Знатоки, умевшие вызывать для диалога духов, предлагали и «живое общение». Например, с помощью специальной трубы, из которой звучал шёпот. Тут тоже был бы актуален тайный помощник или навыки чревовещания.

Во власти монстров

В XIX веке в книгах появился принципиально новый тип литературных героев.

Дракула. Вампир граф Дракула был существом, которое функционирует между жизнью и смертью. Считается, что он отражал страхи неизлечимых болезней. Быть укушенным вампиром то же самое, что заразиться и навсегда утратить прежний статус.

Мистер Хайд. Отвратительный мистер Хайд, в которого мог с_ помощью зелья превращаться доктор Джекил, символизировал страхи людей перед быстрыми переменами. От такого монстра, как паровоз, хотелось спрятаться в личину человека-злодея.

Франкенштейн. Создание Франкенштейна из частей мёртвых преступников стало следствием фобий перед похищением тел покойников. Л также страхов, связанных с тем, что новые изобретения типа электричества могут нести неведомое зло.

Хитклифф. Герой романа Эмили Бронте «Грозовой перевал» не является монстром в буквальном смысле. Но его разрушительное начало оказывается смертельно опасным для всех окружающих. И даже сам Хитклифф в определённой степени жертва собственных страстей.

Масскульт

Интерес к смерти и мистике породил новое направление искусства — жанр ужасов.

В устной народной традиции рассказы-страшилки существовали всегда. Но в «высокой» литературе долго считались недостойными пера серьёзного писателя. В XIX веке всё изменилось. Первые робкие попытки публикации рассказов про упырей и привидений через некоторое время привели к появлению книг, которые в XXI веке считаются классикой мировой культуры. Например. «Дракула» Брэма Стокера или «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Роберта Стивенсона. И вскоре оборотни и вампиры стали столь же привычными персонажами книг, как в прежние века — благородные рыцари и прекрасные дамы.

Кстати, Россия оказалась в авангарде новых литературных веяний. Ещё в 1838 году вышел в свет «Живой мертвец» Владимира Одоевского. А через два года появился «Вампир» Алексея Толстого. Но самым известным автором готической фантастики, пожалуй, можно считать Эдгара По. От его жутких рассказов до сих пор леденеет кровь в жилах.

Одной из ярких особенностей литературы той эпохи стал появившийся в книгах образ встреченного незнакомца. Это была характерная примета времени. Во времена господства сельских общин и маленьких городков все друг друга знали. Но в большом городе всё было иначе. И новые люди встречались на каждом шагу. И часто трепет, связанный с непредсказуемостью последствий этой встречи, закономерно ассоциировался с чувством опасности. А значит - и смерти...

Жуть и шок Гран-Гиньоля

До появления кинофильмов центром чёрных шоу был Парижский театр ужасов.

Открывшийся в 1897 году театр Гран-Гиньоль перевернул все прежние представления о границах допустимого к показу на сцене. Натурализм постановочных пыток, истязаний и убийств шокировал публику. Зрители, падавшие в обморок или доведённые до истерики, стали будничным делом в Гран-Гиньоле.

Под здание театра была приспособлена средневековая часовня. Поэтому готические своды лишь усиливали мрачную атмосферу жутких пьес для взрослых. При этом живописание кошмарных будней парижского дна не было выдумкой чёрных фантастов.

В гримерке театра Гран-Гиньоль в 1937 году
В гримерке театра Гран-Гиньоль в 1937 году

Все кровавые сюжеты были основаны на событиях из реальной жизни. А герои — хладнокровные садисты, маньяки-насильники и проститутки-воровки — имели реальных прототипов.

Мумии возвращаются

Всплеск интереса к загадкам Древнего Египта обернулся появлением жутковатых шоу.

Древние египтяне были уверены: если из мертвеца сделать добротную мумию, положить её в красивый саркофаг, добавить необходимых в быту предметов, а потом всё это поместить в каменную пирамиду, то усопший в загробной жизни будет счастлив. Доставка в Европу различных артефактов с загадочными иероглифами и публикация статей о найденных в захоронениях мумиях произвели на публику огромное впечатление. В моду вошли украшения в виде скарабея и фигурки сфинксов.

А быстрый рост интереса к культу смерти в Европе привёл к массовому увлечению древнеегипетской мифологией. Особенно по части загробной жизни. И вскоре приобрели необычайную популярность представления, на которых на глазах у потрясённой публики на сцене медленно разматывали привезённую с берегов Нила мумию.

Промоутеры умело двигали её конечностями, а потом поднимали «на ноги», имитируя «возвращение к жизни существа, умершего три тысячи лет назад». При этом всем желающим смело показывали пустоты в черепе, из которого давно вынут мозг.

В XXI веке мумия чаще ассоциируется с карикатурами, чем с ужасам
В XXI веке мумия чаще ассоциируется с карикатурами, чем с ужасам

Публика с восторгом принимала подобные шоу. А в массовой культуре появились истории о мумиях, которые с помощью заклинаний и колдовства оживают и несут современным людям смерть и хаос.

«Сначала публика ходила толпами на шоу медиумов, а потом на представления с их разоблачениями».

Однако именно безудержное увлечение древнеегипетскими представлениями о царстве мёртвых привели к концу XIX века к целой волне разоблачений. Для начала энтузиасты устраивали небольшие домашние театрализованные пародии где высмеивали наивную доверчивость обывателей.

В 1914 году Джон Маскелайн вместе с единомышленниками сформировал особый «Оккультный комитет», чтобы развенчать мифы об экстрасенсах и медиумах-шарлатанах.

А затем подобные шоу, где зрителям открывали глаза на мошенничества «медиумов», переместились на настоящие сцены.

Теперь ситуация оказалась прямо противоположной. Представления, где в сатирической форме разоблачали «открытия» оккультистов, стали не менее популярны, чем прежние сеансы «научно доказанной возможности общения с привидениями».

© Вадим Шалин