Эксперты Центра Ломоносова считают, что формы содержания единого государственного экзамена по обществознанию всё больше выравниваются. В частности, успешное решение тестовой части теперь уже не даёт экзаменуемому существенной части баллов для получения высокой итоговой оценки. И совершенно очевидно, что без творческой части высокий балл набрать нельзя.
Сама по себе творческая часть стала очень разнообразной в плане заданий, которые проверяют, как умение работать с текстом в разных аспектах, так и способность его анализировать, привлекать дополнительный материал, соотносить его непосредственно с текстом, и другие навыки.
В творческой части ЕГЭ по обществознанию есть вопросы на умение структурировать свои мысли и составлять развёрнутый план ответа. Есть вопросы на концептуализацию, которые проверяют умение составлять собственные определения тех или иных понятий. И, конечно же, наиболее важная часть - написание собственно текста, так называемого обществоведческого эссе. Причём, общий вес баллов за эти задания и их отношение к общей оценке за экзамен больше настолько, насколько сложнее само задание. Это тоже очень хорошая черта экзамена по обществознанию.
На примере ЕГЭ по обществознанию, можно сказать, что, не смотря на всю критику в адрес государственной итоговой аттестации, единый госэкзамен, возможно, именно благодаря этой критике, всё больше балансируется и совершенствуется. И можно себе представить ситуацию, когда он в принципе станет устраивать общественность, как форма аттестации знаний выпускников школ.