Найти в Дзене

История одного двора

История этого двора насчитывала порядка трех десятилетий, застигнутых в годы скромного и застойного социалистического мирка, и один десяток лет, подаренных новой страной с новыми законами и сформировавшимся новым параметром человеческого счастья. Обитатели двора про счастье слышали из многочисленных ток-шоу и сериалов, заботливо подаренных телевидением без гласности и цензуры, и мало того, что слышали, но даже периодически мечтали - темными летними ночами над домом вздымаются ввысь приглушенные стоны - это сам дом стенает от высокоморальных помыслов и духовных порывов живущих в нем людей. Типовая постройка 60-х годов за свой недолгий век успела впитать в себя историю нескольких поколений и циклов рождений и смертей.

-2

Читатель задастся резонным вопросом - как же так за тридцатилетнюю историю существования возможно проследить жизнь хотя бы одного поколения, а не то чтобы нескольких? Тут стоит уточнить, что дом обладал магической силой ускорять текущий ход времени в разных значениях в зависимости от ситуации. Вот например Светка - ей, помнится, было годков 20 от роду, но чарующее волшебство дома наградила ее двумя десятками лет сверху, отчего она создавала вид довольно-таки опытной мадам, что, отчасти, соответствовало истине - местные мужчины поглядывали на нее совсем не на как на юную леди, которую стоит холить и лелеять. Ходили слухи, что Светка даже кому-то что-то "давала" за щедро накрытый стол. Что давала и кому, - мы не вдавались в такие вопросы, но на всякий случай обходили Светку стороной, помня о презрительных взглядах на нее наших родителей.

Или вот Славик. Дядя Слава то есть. Он внушал нам, детям, почет и уважение, а все потому что имел талант к хорошему уловы крупной рыбы практически в любой луже. По двору ходили легенды, что он продал свою душу Нептуну в обмен на бесконечный рыбный улов, и теперь последний еженощно является к Славику и напоминает о долге, оставляя следы тины на полу и болотную ряску на дверных ручках, отчего бедный рыболов вынужден был искать спасения на дне бутылки, что, конечно же, ему помогло мало - он таки утонул в каком-то болоте. Нашли только его удочку и сапоги. Девочки видели его спустя год после пропажи, когда ходили на реку в ночь на Ивана-купала. Подходил к костру, весь мокрый, пахнувший тиной, с копошащимися раками в бороде, спрашивал удилище свое.

Ну а взять Парамона Сергеевича. Уважаемый вроде обитатель дома, а все ж учудил на старости лет. Получив очередную пенсию, решил отметить это дело со своими самыми близкими почитателями - Лешкой по прозвищу Черт и его зятем Григорием. Расположившись под тенью раскидистой клюквы теплым майским деньком, Лешка Черт и Парамон Сергеевич послали Григория, как самого молодого, купить полтора литра чистейшего спирта. А вот ушлый продавец, решивший подшутить над незадачливым покупателем, налил в бутылку бензин, а может быть и перепутал емкости, давно это было, уже и не вспомнишь. Но что помню точно - так это непонимание столь тонкого английского юмора ожидающими собутыльниками. Когда жидкость из бутылки разлилась по стаканам и всем присутствующим стало понятна природа ее происхождения, демоны отмщения и поруганной чести рукою старого Парамона вылили весь бензин на Григория, а рукою Черта подожгли спичку и кинули на непутевого зятя, который вспыхнул как факел (не смог обойти это клише, но в данном случае все так и было) и с дикими ревом стал кататься по траве. Ошеломленные проделками бесов и демонов незадавшиеся собутыльники стали тотчас тушить своего младшего товарища, кто-то, увидав в окно такую сцену, вызвал "скорую помощь". Доставили пострадавшего в хирургическое отделение, где работала моя мама, и помню я тот запах жженного мяса, который стоял на весь этаж, который вдыхал я, когда после уроков прибегал просить у мамы денег на мороженное. А через три дня он умер. Тестя посадили, как непосредственного убийцу, а Парамона пожалели за старостью лет - дали ему условный срок. Однако и он недолго прожил - говорят отравился чем-то через года полтора. Говорят, что мать убиенного, живущая в том же подъезде, что и Сергеич, подкармливала сильно сдавшего старика. Много чего говорят.

И уж вспоминая жильцов того двора, невозможно обойти стороной Иосифа - породистого Израилевого сына, по злой иронии судьбы и вопреки стереотипам ставшего работником кирпичного завода. Он гнушался общества, был неразговорчив и наверняка писал мемуары вечерами, в общем был скучен и неинтересен, и так бы скучно и закончилась его судьба, если бы однажды его не придавило кирпичным поддоном, сорвавшимся при транспортировке с ветхих строп. Помню, как только новость о случившемся разнеслась по округе, мы всей гурьбой побежали смотреть на его ноги, смешно и нелепо торчавшие из-под груды кирпича, присутствовать же при доставании тела нам не позволили работники цеха, прогнав нас страшными криками и брошенной в след палкой. Спустя год при трагических обстоятельствах погибла его дочь, такая же нелюдимая, однако же сумевшая найти в себе силы перебороть интроверсию и стать одной из самых высокооплачиваемых проституток в городе, - после смерти отца нужно было как-то выживать.

Много светлых воспоминаний я выскребаю из недр своей души. Например пост ГАИ у придомового перекрестка, ныне о котором напоминает лишь ржавый остов. Помню как в 94 году испугался автоматной очереди - оказалось казанские гости, так любившие по генетической памяти заезжать в наши волости и собирать оброк с населения, расстреляли ненавистный атрибут государственного мздоимства. Помню бородатых азербайджанцев, прокладывающих односезонный асфальт по улице, помню их резкое наречие и броски лопатами в нас за попытки кражи гудрона в особо крупных размерах - мы его пытались увезти на садовой тачке, но когда поняли, что бегущие суровые мужчины ничуть не располагают к милому общению и могут устроить очную встречу с Аллахом, ретировались, подарив им свой транспорт. Помню как брат тогда спас мою шкуру, протащив за руку по дорожному полотну метров десять от эпицентра событий и сильно разодрав об острые края гальки эту самую шкуру - я настолько увлекся отбором наилучшего куска нефтепродукта, что не заметил приближающихся мстителей. Потом, конечно, был разговор на повышенных тонах между нашими отцами, собравшихся со всей улицы и азербайджанцами. Итогом стало то, руководство строительной фирмы благоразумно сменило работников на более славянизированных.

Мы переехали с того дома еще в начале нулевых, но сказочная и добрая атмосфера детства до сих пор отзывается теплыми воспоминаниями. Спустя 15 лет я снова посетил тот двор, и приятно был удивлен тому, что экстерьер фасада и придомовых построек сохранил свой самобытный стиль, что кладбище напротив дома растет на радость глазу. Вот только лиц знакомых я не встретил во дворе, однако с радостью их обнаружил на фотографиях намогильных крестов, со многими обнялся, выпил заупокойные 50 грамм. Ничто так не окунает в ностальгию по прошлому, как теплая встреча со старыми знакомыми.