Западные санкции против России работают? Их влияние на экономику в целом, а также на конкретные сектора, тщательно изучается. Напротив, их влияние на экономическую элиту России остается малоизученным. И все же это может оказаться весьма значительным по двум причинам. Во-первых, многие элиты сильно зависят от доступа к западным экономическим и правовым системам. Во-вторых, они имеют все возможности для защиты своих интересов. Элиты имеют более сильную внутреннюю мотивацию и способность минимизировать последствия санкций, чем более широкие слои населения.
Экономическая элита России
Российская экономическая элита (обладатели крупного частного богатства, часто называемые «олигархами») появилась в 1990-х годах с помощью различных механизмов, все из которых включали привилегированный доступ к государству. Их сила сильно изменилась за короткий период времени. В конце 1990-х небольшая группа имела огромное влияние на ослабленное государство благодаря доступу к президенту и парламенту, владению СМИ и финансированию политических партий. При президенте Путине их влияние резко сократилось. Он утверждал господство государства, наказывая и подталкивая олигархов к гораздо более гибким отношениям с политической властью.
С тех пор олигархи оставались зависимыми от государства, но с позиции слабости, а не силы. Они также более непопулярны. Часть общественного мнения никогда не соглашалась с приобретением основных сырьевых активов по схеме ссуд на акции. При Путине олигархи быстро разбогатели, но это не принесло ни политического влияния, ни социальной легитимности.
В ответ на это отсутствие безопасности олигархи начали трансформировать свои отношения с Западом, которые до этого были относительно ограниченными. Но с начала 2000-х годов они начали вкладывать значительные средства в влияние и легитимность там. Российские владельцы частного капитала искали новые рынки и инвестиции на Западе. Но что более важно, они стремились получить доступ к западным финансовым и правовым системам, чтобы обеспечить свое богатство и безопасность. Это принимало разные формы: отправка значительной части доходов на оффшорные счета; совершать крупные покупки недвижимости; получение гражданства или постоянного проживания в ЕС; заключение сделок (даже между собой) по английскому праву и разрешение правовых споров в лондонских судах; удержание ведущих западных PR-компаний; и использование английского закона о клевете против критиков. В крайнем случае, это может означать поиск убежища на Западе.
Короче говоря, олигархи компенсировали внутреннюю слабость, предоставляя материалы на аутсорсинг и даже некоторую личную безопасность для Запада. Результатом стала новая модель отношений между российским государством, его элитами и Западом, от которой выиграли все стороны. Элиты передали некоторые из своих потребностей в области безопасности, делая систему Путина более терпимой и тем самым стабилизируя авторитарную политическую экономику России. Государство терпело активность элиты за рубежом и даже поддерживало ее как средство культивирования влияния. Западные интересы, особенно в области финансов, права, недвижимости и связей с общественностью, выиграли от притока российских денег.
Эти договоренности не обошлись без напряженности, особенно когда Путин с 2012 года более мрачно смотрел на глобализацию и призывал к репатриации активов олигархов («деофшоризация»). Но взаимовыгодные отношения олигарх-государство-запад оставались сильными, несмотря на ухудшение отношений между Россией и Западом в сфере безопасности. Это начало меняться в 2014 году. Введение Западом санкций в ответ на аннексию Крыма Россией и последующее поведение подвергло эту сеть связей растущему напряжению.
Санкции и олигархи
Западные санкции направлены против чиновников и государственных компаний, ответственных за аннексию Крыма, вмешательство в Восточную Украину, вмешательство в выборы в США и проведение нападения нервного агента Солсбери. Они также прямо и косвенно влияют на олигархов и их компании. Кроме того, в некоторых западных странах ужесточены стандарты и контроль притока иностранного капитала. Как эти события повлияли на интересы олигарха?
Доход. Некоторые олигархи стали богаче, поскольку ослабленный санкциями рубль снизил долларовые затраты на первичное производство. Сельскохозяйственные производители также выиграли от российских импортных санкций на западные продукты питания. Другие эффекты были отрицательными. Замедляя внутренний рост, санкции ударили по внутренним доходам. Еще более поразительно то, что Соединенные Штаты продемонстрировали свою способность отрезать олигарха Олега Дерипаску (и косвенно другие подобные цифры) в значительной степени от мировой торговой и финансовой системы.
Инвестиции. Более жесткое регулирование создает менее благоприятную среду. Некоторые российские компании исключены из списка Лондонской фондовой биржи. Великобритания начала пересматривать визы инвесторов. Роман Абрамович получил израильское гражданство после задержки с выдачей новой британской визы. Отчеты предполагают, что он рассматривает возможность продажи Челси. В 2015 году правительство Великобритании заставило Михаила Фридмана «LetterOne» продать недавно приобретенные активы в Северном море из-за опасений, что будущие санкции могут нарушить производство.
Защита. Это самая важная разработка. Западные страны сейчас пересматривают и пересматривают доступ к своим «услугам олигархов-камердинеров» в области финансов, права и собственности. Крупнейший поставщик, Великобритания, ввел правила борьбы с отмыванием денег, коррупцией и «знай своего клиента». К 2020 году британские заморские территории, куда за последнее десятилетие было отправлено до 100 миллиардов долларов российских денег, должны будут иметь открытые реестры собственности. Варианты американского закона Магнитского были приняты или рассматриваются в нескольких странах ЕС. Разоблачение скандала в Danske Bank, детали которого все еще не раскрыты, служит примером новой атмосферы беспокойства.
Эти меры пока скромны. Олигархи продолжают жить, покупать и инвестировать, обучать своих детей и разрешать юридические споры в западных странах. Но им становится все труднее делать некоторые из этих вещей. И новая атмосфера критического изучения отменяет два десятилетия вложения олигарха в репутацию.Перспектива дальнейших мер создает больше неопределенности.
Олигархи сталкиваются с более неопределенной позицией и в России. Путин активизировал призывы к репатриации капитала в Россию. Роль государства в экономике, которая возродилась вскоре после прихода к власти Путина, с 2014 года еще больше возросла, отчасти в результате защитных мер, принятых против санкций. Предложенные новые налоги на товарную прибыль вызвали редкое общественное неповиновение.Владимир Лисин, который занимает первое место в списке богатых россиян Forbes, подверг их критике как «пропаганде неэффективности». Между тем борьба за контроль над активами стагнирующей экономики усиливается. «Силовархи», имеющие экономические интересы в сфере безопасности и связанные с государством, занимают сильную позицию.
В итоге российские олигархи сталкиваются с беспрецедентными проблемами. Впервые они находятся в сложных отношениях с государством, обществом и Западом одновременно. Поскольку государство оказывается под давлением Запада, оно ведет себя менее обнадеживающе для олигархов. Поскольку Запад рассматривает олигархов сквозь призму безопасности, а не глобализации, он все менее готов предоставить активы и правовую безопасность, которые ослабили нестабильность в России.
Выбор олигарха и дилеммы
Олигархи смело вводили новшества в свои стратегии ранее - в России в 1990-х годах и за рубежом в следующем десятилетии. Они являются проверенными рисками. Как они могли бы реагировать на эти новые и тревожные обстоятельства?
Выход. Выбери Запад над Россией, эмигрировав. Немногие олигархи в любой стране делают это. Это влечет за собой огромные личные расходы, связанные с разрывом большинства связей с местным бизнесом, культурой.Даже если Запад все еще позволяет им сделать это, это может не гарантировать безопасность: недовольный Кремль все равно будет иметь средства контроля и, возможно, наказания. За редкими исключениями, выход будут выбирать только те, для кого пребывание в России стало невыносимо рискованным.
Лояльность. Выберите Россию над Западом, вернувшись. Это также рискованно и маловероятно. Это будет означать отказ от большей части защиты, доступной на Западе, делая олигархов и их богатство еще более уязвимыми для все более непредсказуемого государства. Существует мало признаков того, что олигархи прислушиваются к призыву Путина репатриировать столицу или себя. Некоторые россияне могут стремиться сохранить богатство за рубежом, но за пределами Запада. Еще неизвестно, смогут ли потенциальные юрисдикции, такие как Гонконг и Сингапур, обеспечить безопасность, к которой они стремятся.
Голос. Влиять на российскую политику. Основная группа лоббистов бизнеса, RSPP, активно лоббирует защиту и компенсацию от последствий санкций. Правительственный пакет антисанитарной политики в июле 2018 года отражает некоторые из его предложений. Но это неопределенный курс. Поскольку олигархам не хватает национальной популярности, неясно, какую помощь они могут ожидать. Проект закона о компенсации российским гражданам за утраченное санкциями имущество (так называемый «закон Ротенберга») был отозван после публичной критики.
Могут ли олигархи пойти дальше и стремиться к большему влиянию на политику или даже кто правит? Это потребует серьезного изменения отношений между частным капиталом и государством. Возможность едва обсуждалась. Общепринятое предположение (редко обсуждаемое подробно) заключается в том, что олигархи слишком слабы, чтобы подумать об этом. Но вопрос стоит изучить по двум причинам.
Во-первых, ослабление олигархов после 2000 года было быстрым и непредсказуемым. Может ли это быть полностью или частично, и если да, то при каких условиях? Серьезные изменения были периодической особенностью советского, а затем и российского развития с конца 1980-х годов. Слабые российские институты означают, что существует мало ограничений для системных изменений. Озабоченность в России «вопросом 2024 года» - что произойдет, когда закончится президентский срок Путина - отражает это.
Во-вторых, экономические элиты обычно играют важную роль в политических изменениях в других странах, особенно там, где институты слабы. По определению, они имеют доступ к ресурсам, которые помогают склеивать сети, лежащие в основе власти. По всему бывшему Советскому Союзу очевидно сильные режимы внезапно оказались слабыми и изменчивыми, когда эти сети перестали сплачиваться вокруг них. Это неоднократно происходило в периоды неопределенности, вызванной выборами (даже несовершенными) и правопреемством. Будет ли Россия следовать или игнорировать эту более широкую региональную тенденцию?
Если внутренние и международные обстоятельства, с которыми сталкиваются олигархи, продолжают ухудшаться, их стимулы к поискам перемен будут расти. Было бы удивительно, если бы некоторые хотя бы не думали об этом. Менее ясно, будет ли у них возможность сделать это. Есть три причины, по которым российским олигархам может быть особенно трудно провести кампанию за значительные перемены, даже если решение режима «вопроса 2024 года» создает необходимую неопределенность.
Во-первых, другие, более сильные сети могут играть большую роль в любом будущем. В частности, «силовархи» обладают принудительными и экономическими ресурсами, чтобы доминировать или сопротивляться изменениям. Во-вторых, олигархи могут оказаться слишком разделенными, чтобы преодолеть проблему коллективных действий по координации рискованных действий. Когда они были сильны в конце 1990-х, они вступили в ожесточенное соперничество. Возможно, будет сложнее объединить их усилия в более сложных условиях.
В-третьих, отсутствие поддержки со стороны олигархов ограничивает их способность мобилизовать поддержку снизу, как это обычно делают элиты, стремясь к крупным переменам. Снижение популярности Путина - его рейтинги одобрения упали до самого низкого уровня с 2011 года - привело к региональным победам на выборах в Коммунистическую партию, которая не является союзником олигархов. Олигархи могут прийти к выводу, что, поскольку некоторые альтернативы Путину менее привлекательны, может быть безопаснее сбиться с дьяволом, которого они знают.
Выводы
Доступ олигарха к западным юридическим, финансовым и имущественным услугам сыграл ключевую роль в стабилизации системы, которую Путин построил. Санкции в отношении олигархов и их компаний, более строгие стандарты контроля и более жесткое правоприменение оспаривают эти договоренности. Дальнейшие санкции и связанные с ними меры приведут к более глубокому напряжению.
В условиях ухудшения ситуации в стране и за рубежом российская экономическая элита находится в беспрецедентно беспорядочном положении. То, как интересы олигархов превращаются в политические результаты, зависит от их политического выбора и ресурсов. Одна из возможностей состоит в том, что олигархи в свое время будут искать какие-то внутренние изменения, чтобы защитить свои интересы.
Крупные владельцы частного капитала редко играют существенную роль в управлении страной или систематически игнорируют свои интересы. В последние три десятилетия в России произошли поразительные и непредсказуемые изменения. Его будущее также может оказаться столь же неожиданным.
Источник: integrityinitiative.net