Режиссер был замкнутым подростком, из которого было невозможно вытянуть и слова. С течением времени проблемы с общением подобно снежному кому увеличивались. Комфортно Тиму общаться лишь со старыми знакомыми. Это и объясняет, почему в его кинокартинах мы так часто видим одни и те же лица. Эта особенность подчеркивает специфичность собственного мира Бертона, его обособленности.
Еще одна характерная черта режиссера - то, каков его типичный герой. У Бертона это всегда персонаж, который не может или не хочет быть среди остальных. Он живет в своем мире. Так например, Эдвард Руки-ножницы это несчастное дитя, покинутое своим создателем, одинокое, отвергнутое обществом. Зачастую главный герой очень сильно контрастирует на фоне остальных персонажей, он как будто прибыл с другой планеты. Как Алиса, чужая среди своих же родственников, непонятая ими, находит друзей в Стране Чудес, вымышленном мире, где фантазии становятся ее реальностью.
Для Тима Бертона, который в юношестве любил играть на кладбище и смотреть один за другим фильмы ужасов, свет и тьма это далеко не антиподы. Его умение держать баланс между добром и злом заставляет еще раз восхититься мастерством Бертона. Он гиперболизирует эмоции, играет контрастами страстей и нервов. В каждом персонаже есть и тьма и свет, в ком-то ее больше или меньше, но, как говорит сам режиссер, в современном мире границы стираются, нет черного и белого, есть серое. Загробный мир в его фильмах может быть даже ярче и красочнее, чем мир живых.
Как и любая непонятая личность, персонаж Бертона очень своеобразно воспринимает себя, иногда доходит до сумасшествия. Порой его герой противопоставляет себя толпе, решается дать ей отпор, бросить вызов. Так же как и сам Бертон бросает обществу вызов своей индивидуальностью.
Цвет и форма - не последние по значимости особенности режиссера. Тим Бертон смотрит на свои кинокартины глазами художника, именно поэтому его стиль так узнаваем. Он может использовать всего два цвета - черный и белый, или всю палитру разом, но главное требование - чтобы изображение было готическим, контрастным, определяющим настроение персонажей. Режиссер также играет с ракурсами и планами. Грим и костюмы персонажей говорят об их характерах чуть ли не в момент появления в кадре. Каждая визуальная деталь работает на передачу атмосферы.
Тим Бертон сочетает в себе изгоя и народного любимца, непредсказуемость независимого кино и коммерческий успех. Он не зря назван одним из самых интересных режиссеров Голливуда, у которых есть невероятные идеи и ресурсы на их воплощение. Оставаясь верным своему стилю, он каждый раз удивляет зрителя чем-то новым.