До сих пор не опубликованы документы о причинах катастрофы экспериментального образца скоростного истребителя «И-180» конструкции Николая Поликарпова на Центральном московском аэродроме имени М.В. Фрунзе.
Жизнь Валерия Павловича Чкалова была триумфом, а гибель так и остаётся загадкой.
Полёт «И-180» готовился в большой спешке, тестирование летательного аппарата собирались закрыть до Нового года. Выпуск самолёта на аэродром назначался на 7 ноября, 15 ноября, 25 ноября... Н.Н. Поликарпов протестовал против ненужной гонки при подготовке «И-180» к первому вылету, ввиду чего был отстранён от этих работ. 2 декабря на собранной машине было выявлено 190 дефектов. Несмотря на это, 15 декабря комбриг Валерий Чкалов решил провести лётные испытания. В этот день температура воздуха была «около минус 24°C... Поликарпов будто бы отговаривал Чкалова вылетать, но тот не согласился».
Несмотря на очень низкую температуру вылет прошел неплохо. Очевидцы рассказывали, что он поднялся в воздух, прошёлся несколько кругов вокруг аэродрома, погонял машину на разных режимах и после чего пошёл на посадку. Не доходя до аэродрома один-полтора километра, с высоты около 100 метров самолет сделал вираж влево и скрылся за постройками. При заходе на посадку двигатель М-88 неожиданно остановился.
Уже потом комиссия установила, что одной из причин катастрофы был тот факт, что Чкалов, планируя на аэродром, сбросив обороты двигателя, не закрыл заслонку воздухозаборника водяного охлаждения, что привело к чрезмерному охлаждению двигателя самолёта и к дальнейшей трагедии. Он боролся за каждый сантиметр, «до последнего момента управлял самолётом и пытался сесть и сел вне площади, занятой жилыми домами». Чкалов дотянул до аэродрома и даже залетел на его территорию. Но в последний момент самолёт зацепился за электрические провода и, развернувшись, врезался в кучу дровяных отходов.
После страшного удара Чкалова выбросило из самолёта. После чего, пролетев в воздухе несколько десятков метров над свалкой металлолома, комбриг ударился головой о металлическую арматуру, оказавшуюся в месте падения.
По разным свидетельствам, Чкалов ещё жил от 40 минут до двух часов, и никто не смог подойти к нему. Говорят, что ожидали комиссию из Москвы. Нет сомнения, что умирать ему пришлось долго и мучительно.
...На следующий день после гибели Чкалова ведущий инженер по проекту «И-180» Н. Лазарев был сброшен с электрички и погиб. Арестованный начальник главного управления авиапромышленности С.И. Беляйкин был убит на следующий день после выхода из тюрьмы, в которой он провёл 5 лет...
Высказывались сомнения в истинности официальной истории гибели Валерия Чкалова. Есть сторонники версии, в том числе дети Чкалова, считающие, что это было подстроенная смерть, спланированная НКВД и Лаврентием Берией. Мог ли талантливый, опытный комбриг допустить роковую ошибку? – в точности не известно и поныне.
Не каждый честный человек в то время мог отказать Сталину, а уж тем более отказаться возглавить НКВД, а Чкалов отказался. Говорят, что этот разговор между ними состоялся весной 1938 года. Сталин пригласил его к себе и предложил ему совместить два поста – наркома транспорта и наркома внутренних дел. На что комбриг Валерий Чкалов ответил дипломатичным отказом, сославшись на незавершенность работы над новыми самолетами...
В.П. Чкалов был похоронен на Красной площади в Москве – урна с его прахом установлена в Кремлёвской стене. Именем Чкалова назван Оренбург (историческое название городу возвращено в 1957 году) .
В результате по этому делу было арестовано более 60 человек, большая часть которых так больше никогда и не увидела свободы.
1938 – При испытании нового скоростного истребителя И-180 конструкции Николая Поликарпова погиб 34-летний Валерий Чкалов. События, факты, комментарии.
Ставьте лайк, подписывайтесь на наш канал. Спасибо за внимание!