Все дети от природы любознательны. Каждый ребенок стремится в той или иной форме изучить окружающий мир, понять закономерности взаимодействия предметов. С этой целью малыши задают множество вопросов, исследуют процессы и явления. Но важно понимать, что мотивирует их к этому именно любознательность, не имеющая ничего общего с теми целями, которые мы, взрослые, ставим перед собой, когда хотим чему-то научиться. Однако если любознательному ребенку удастся стать любознательным взрослым, то получение новых знаний никогда не будет ему в тягость. Именно поэтому развивать, а точнее - поддерживать, любознательность ребенка не только можно, но и нужно. О том, как это сделать, пойдет речь ниже.
Любознательность может проявляться в разных формах. Одни дети предпочитают наблюдать, обобщать и затем делать выводы, другим же необходимо физическое взаимодействие с объектом изучения (прикосновения, дегустация и т.п.).
Шаг 1: поощряем интересы ребенка
Больше всего нам хочется изучать то, что нам интересно. Если в раннем возрасте давать ребенку заниматься любимым делом, это выработает у него эмпатию к любому процессу, связанному с получением и запоминанием новой информации. Поэтому не нужно ограничивать малыша в его любимых занятиях. Наоборот, следует поддержать его интерес, предложить заняться интересным видом деятельности вместе.
Шаг 2: создаем развивающую среду
Маленьким детям интересно буквально всё. Но самыми любимыми играми были и остаются те, где нужно максимально подражать взрослым. По этой причине малышам куда интереснее поиграть с мамиными кастрюлями и сковородками (а если мама еще и даст что-либо из продуктов питания - овощи, например - которые можно в этих кастрюлях "сварить", то восторгу не будет предела), чем с искусственно созданными игрушками. Кроме хорошего настроения такой вид деятельности вызовет у малыша еще большее желание узнать, как устроен окружающий мир.
Шаг 3: задаем ребенку открытые вопросы
С малышами, которые уже начали говорить, никогда не бывает скучно, ведь они не только задают много вопросов, но и генерируют очень нестандартные мысли. Кроме простого отвечания на бесконечные "почему?" полезно задавать ребенку встречные вопросы: "А как ты думаешь...", "Как бы ты поступил на месте...", предполагающие развернутые ответы. Это не только обогатит его речь, но и заложит основу для формирования коммуникативных навыков, разовьет воображение.
Таким образом, любознательность - та черта, которую нужно поддерживать в ребенке. Наша задача - научить малыша учиться, и любознательность в этом вопросе играет ключевую роль. Ребенку, тянущемуся к знаниям, легко дается учеба в школе и последующее самообразование во взрослом возрасте.