Один из самых обсуждаемых терминов в нашу эпоху – «социальные медиа». Будучи животным социальным, человек всегда искал новые методы взаимодействия и обмена идеями со своими собратьями. 20 и 21 века ознаменовались быстрым изменением в обмене СМИ.
Взаимодействие на очень длинных, невообразимых расстояниях в обширных сообществах сделало медиа «выступающими» в качестве «социальных медиа». Корни социальных медиа уходят гораздо глубже, чем можно представить. Эта тенденция выглядит ультрасовременной, но она – результат процесса многовекового развития неизвестного медиаобмена. Письменную корреспонденцию, которую доставляли вручную от одного человека другому на большие расстояния, можно рассматривать как одну из самых ранних форм общения в социальном обществе.
В своем произведении «Преследование Бога» 1948 года, А.В. Тозер писал: «Поколение христиан, воспитанное среди кнопок и автоматов, не терпит медленных и менее прямых методов достижения своих целей». Это заставляет задуматься, что бы он мог написать о нынешнем времени.
В основе нашего удовольствия лежит не только личная значимость, которую дает опыт в нашей собственной жизни, но и реакция других людей после того, как мы разместили информацию об этом на страницах социальных сетей. Похоже, что неврологические схемы человека были изменены. Наши симбиотические отношения с социальными медиа повлияли на устройство мозга. Каждый раз, когда мы получаем уведомление от электронной почты, текстовых сообщений, «лайков» на Facebook, WhatsApp, Twitter и т.д., наш мозг выделяет небольшое количество дофамина, органического химического вещества, помогающего контролировать центры вознаграждения и удовольствия мозга.
Видно, что посты в социальных сетях контролируют «уровень чувств» человека (хотя формальное исследование никогда не проводилось). Во время опроса большинство пользователей социальных сетей признали, что они, как правило, удаляют те посты, которые не набрали достаточно лайков за определенный промежуток времени. В некотором смысле, люди стали зависимыми от «социальной валидации». Мы совершаем действия, и, когда мы публикуем посты о них, с нетерпением ждем их одобрения обществом.
Наш менталитет «социальной валидации» заразил «духовную жизнь». Большинство из нас совершают добрые и благочестивые поступки во имя наших отношений с Богом и не потому что радуют Его, а из-за того, что наше участие в социально приемлемых формах поведения создает в нас видимость виртуального благочестия, которое «примут социально» в обществе и медиа платформах. Помимо беспокойства о нашей социальной жизни и людях вокруг нас и благосостоянии этой природы, мы, кажется, очень обеспокоены виртуальной сферой социальных сетей, где вокруг нас есть сообщество виртуальных людей и природы.
Это довольно известный факт, что мы можем не знать о печальных событиях, происходящих в соседней квартире, но знаем об экзотической еде, которую друг по социальным сетям, которого мы, возможно, еще не ни разу не видели вживую, ел в дорогом ресторане. Физический мир хорошо вторгся в виртуальный. Хотя мягкое прикосновение к пятидюймовому экрану может взорвать любое из наших сообщений на смартфоны многих сотен одновременно с помощью другого приложения группового чата, которое мы используем, мы потеряли реальный смысл группы. Люди контролируются миганием на экране.
Наша нынешняя ситуация быстро теряет способность сидеть спокойно и размышлять. Даже во время личных молитв наш ум активно восстает против самой идеи самоанализа и святого созерцания. Нам очень трудно общаться с нашим создателем.
То, что мы можем сделать, чтобы провести некоторое время в одиночестве без нашего спутника теней, это тщательно подумать. Мы должны попытаться оставить смартфон в стороне на некоторое время, при обсуждении с нашими друзьями некоторых вопросов, а также нам следует начать применять практику «Экраны запрещены» в течение нескольких часов каждый день. В дни поста мы должны отойти от наших экранов и уделять больше времени слову Божьему. Это правда, что многие забывают о правиле «помогая другим, оставьте камеру дома». Это кажется невозможным, поскольку наш нынешний смартфон лучше любой цифровой камеры. Было время, когда у людей не было камеры, и они делали добро другим, не запечатлевая момент на фото, но сегодня у нас есть возможность запечатлеть любой момент, и именно поэтому многие совершают добрые дела.
Социальные медиа и их наиболее распространенный носитель – смартфоны – вызывают серьезную обеспокоенность в современном мире. Одной из величайших революций в истории человечества была промышленная революция, но самая большая революция, которую увидела наша эпоха, - это киберреволюция. Как и все события в истории имеют свои плюсы и минусы, так и социальные сети. Давайте все соберемся вместе, чтобы построить новое, этичное и ответственное будущее поколение, уравновешивающее виртуальную, физическую и духовную жизнь.
Источник: Информационный блог "Новости церкви"