В январе 1990 года наша редакция получила приглашение министерства иностранных дел СССР направить специального корреспондента в поездку на Курильские острова в составе международной группы журналистов. Я не стал раздумывать ни минуты, когда главный редактор «Литературной России» Эрнст Иванович Сафонов предложил слетать на Курилы.
4 февраля во дворе МИДа собралась журналистская братия из Японии, Южной Кореи, Китая и какой-то скандинавской страны (почему-то) вроде Дании. Доблестную российскую журналистику представляли два человека – я и фотокорреспондент журнала «Родина». Руководитель бригады, один из ответственных сотрудников Департамента информации МИДа, Виктор Витальевич Лихачёв, рассказал мне уже в самолёте, что приглашения в поездку на Курилы рассылались всем «большим» газетам – «Известиям», «Правде», «Литературной газете». Главные редакторы этих изданий отказались участвовать в экспедиции.
Это сейчас, спустя почти тридцать лет, понятно, почему тогда осторожничали руководители ведущих советских СМИ. Набирали силу Борис Ельцин и «межрегиональная депутатская группа» с одной стороны, теряла вес и влияние КПСС, с другой стороны. Но никто пока и думать не смел, что партия завтра исчезнет, как государствообразующая структура. Вот и прикидывали в своих кабинетах журналистские начальники: с кем вы, мастера культуры... Я их не осуждаю, своя рубашка ближе к телу. А выбирать приходилось из двух позиций – одна была заявлена Ельциным и его сторонниками, другая отражала настроения «старой» дипломатии. И позиции эти диктовались отношением к курильской проблеме, вдруг опять замаячившей на восточных окраинах страны.
Осенью 1989 года в Японии побывали «межрегионалы» Ю. Афанасьев и Г. Попов. На встречах с представителями японской общественности и в интервью для СМИ наши радикальные депутаты поддержали требования японцев о «возвращении» четырёх островов Южных Курил. В январе 1990 года в Японию съездил Б. Ельцин, которого принимали, как будущего руководителя российского парламента. Естественно, его спрашивали, как он относится к позиции «межрегионалов». Ельцин, осторожно оценивая высказывания Ю. Афанасьева, выдвигал свой план «урегулирования территориальной проблемы», который, несмотря на внешнюю витиеватость и предложения о пятиэтапном выполнении, сводился к передаче Южных Курил Японии.
Все эти телодвижения не прошли мимо внимания общественности Дальнего Востока. Жители Сахалина и Курильских островов завалили центральные газеты письмами, в которых просили разъяснить официальную позицию по японским требованиям и российским обещаниям. И опять наши журналистские чиновники изобразили страусов. Вот почему «нормальные» работники МИДа при откровенной отстранённости министра Э. Шеварднадзе решили высветить проблему, дать возможность отечественным и зарубежным СМИ побывать на Курильских островах и поговорить с советскими гражданами. Так возникла идея журналистской экспедиции на Курилы.
Весь полёт на Сахалин, восемь часов, я просматривал толстую папку с переводами из японских газет. Впечатление было такое, словно летом шагнул за порог дома – а на улице зима. О накале страстей вокруг Курил я тогда даже не догадывался. А ведь не гайки на заводе точил...
Итак, историк Ю. Афанасьев (специалист по истории Европы, между прочим) предлагал «возвратить» Южные Курилы Японии, чтобы «покончить с послевоенными несправедливостями», чтобы «пересмотреть ялтинскую систему» и заложить «фундамент прочной дружбы двух народов».
О законности суверенитета России над Южными Курилами мы уже говорили в предыдущих публикациях. Теперь поговорим о «справедливости». То есть, рассмотрим ещё и нравственный аспект проблемы. Представим себе, что восторжествовал абстрактный принцип справедливости, и несправедливыми признаны границы, установленные в результате войны. Но почему в таком случае говорить только о Южных Курилах? Ведь до 1945 года Япония владела всеми Курильскими островами и половиной Сахалина! Тогда как быть России, если южная часть Сахалина принадлежала ей и была отторгнута в результате войны 1904 года? С какого года, в таком случае, отсчитывать «справедливость» – с 1905 или с 1945?
Далее, в логике историка, принцип справедливости должен был распространяться на все приобретения России. Нужно, следовательно, отказываться от завоеваний Петра Первого и Екатерины Великой, от выхода к Балтике, Чёрному морю и Тихому океану.
О демонтаже «ялтинской системы» я вообще молчу. Об этом мог говорить только совершенный дилетант в международном праве – ведь на «Ялте» и её решениях держалось всё послевоенное мироустройство.
Зачем Ю. Афанасьеву и Б. Ельцину была нужна суета с «возвращением» Курил – пусть и на словах? Ведь не из меркантильных соображений, не из «предательской» психологии они расшаркивались перед вчерашними «самураями», которые перешли границу у реки... Нет, новые кумиры советского народа считали, что решение проблемы таким образом приведёт к установлению между нашими странами добрососедских отношений и «вечному миру».
Логика, конечно, ублюдочная, ни разу не научная... Сразу лезут вопросы. Например, почему, начиная буквально с победы над гитлеризмом, отношения между СССР, а потом Россией и Соединёнными Штатами никак не улучшаются, хотя территориальных споров у нас нет? Почему Япония с Китаем заключили мирный договор в 1978 году, несмотря на давний спор о принадлежности архипелага Сенкаку?
Никакие договоры не поспособствуют нашим «добрососедским отношениям», а тем более, «вечному миру», потому что на территории Японии находятся американские базы, в связи с чем японский суверенитет не существительное, а прилагательное – к договору безопасности 1960 года. «Вечный мир» с Россией в этом случае может быть в любой момент принесён в жертву союзническим обязательствам.
И наконец: можно ли рассматривать как самоцель, как главную задачу внешней политики улучшение отношений с какой-то страной? Конечно, нет. Это дилетантизм чистой воды. Но именно этой целью и были озадачены «межрегионалы» вместе с Б. Ельциным. Когда он стал председателем Верховного Совета РСФСР, а потом президентом России, Борису Николаевичу не оставалось времени на игрища вокруг Курил. И слава Богу...
***
Вылетев из Домодедова, через восемь часов мы были в Южно-Сахалинске. Наутро нас отвезли в аэропорт, откуда наша бригада стартовала на Кунашир...
Продолжение следует
В этой публикации использованы тезисы ненапечатанной статьи В.М., который пожелал остаться неизвестным широкой публике.
Вячеслав Сухнев
Картинка: http://wp.wiki-wiki.ru/wp/index.php/