Эпоха Средневековья, наступившая после падения западной Римской империи (в 476 году нашей эры) ознаменована глубоким влиянием религии, пронизывавшей все сферы жизни. Одежда длительное время была однообразной и простой, ибо христианская церковь требовала полностью прикрывать тело. Жестокие междоусобные войны, болезни, эпидемии – все это замедлило развитие культуры и определило эстетическим идеалом человека – аскета.
Фото 1 – женская одежда раннего Средневековья
В костюме Раннего Средневековья все подчиняется прямолинейным линиям, наглухо закрыты руки, плечи, грудь.
Фото 2 – представители различных сословий
По церковным канонам земная жизнь в то время представляется скорбной и греховной, а в самом человеческом теле заключен источник греха. Цвет одежды приобрел определенный смысл, особенно в парадных придворных костюмах.
Фото 3 – церковные каноны и женский костюм
Золотой цвет считался символом божественной энергии, Святого Духа, чистоты.
Наиболее популярным стал зеленый — символ надежды, цветения земли и райских садов. Голубые цвета небесного свода в костюме напоминали о бренности бытия.
Фото 3а – жители Средневековья в характерных костюмах
Женщины носили только блио - глухие, закрытые туники, скрывавшие даже ноги. Овальные боковые разрезы на платье шнуровались лентами для облегания груди и талии.
Фото 4 – костюмы Скандинавии
Одежда отличалась глухим, закрытым воротом. Линия талии завышена жакетом (жипом). Длинный подол юбки подобран сбоку и спереди и зaдрапирован на животе.
Фото 5 – костюмы придворной знати
Мода на драпировку была вызвана особым почитанием, которым в то время пользовались беременные женщины. Бесконечные войны, эпидемии холеры, чумы уносили тысячи жизней.
Поэтому роль женщин в обществе была нацелена на пополнение населения.
Верхней одеждой женщинам служили длинные плащи-мантии ярких расцветок. В качестве подкладки плаща использовали обычно ткань контрастного цвета. Например, красный плащ на зеленой подкладке, или отделка мехом горностая, бобра.
Фото 6 – модные образы женщин Средневековья
Поскольку почти постоянно женщины ходили в головной накидке, они не носили сложных причесок. Девушки заплетали длинные косы, или подхватывали распущенные волосы обручем вокруг головы, позволяя им свободно спадать по плечам, груди и спине. Замужние женщины скрывали волосы под головным убором. Платок повязывался вплотную к подбородку и обматывался вокруг головы так, чтобы один конец падал на плечо или грудь.
Фото 7 – женские костюмы
Дополняли костюм женщины мягкие кожаные башмаки белого или красного цветов. Аристократки предпочитали обувь из шелка и парчи, украшенные вышивкой и драгоценностями.
Фото 7а – парадные костюмы
Под влиянием крестовых походов менялась средневековая мода. Из земель обетованных рыцари привозили новые ткани, такие как бархат, а также идеи новых фасонов и стилей в одежде.
Наступило господство парчи, затканной золотыми и серебряными нитями, украшенной роскошной вышивкой, жемчугом и золотом.
Фото 8 – готические костюмы из парчи
Родиной новой моды стали Италия и Франция. И это не случайно, ибо именно здесь был центр средневековой рыцарской культуры. Женские платья плотнее облегали фигуру, что придавало образу больше теплоты и изящества. Одежда повторяла линии тела от плеча и ниже талии, а пышная юбка пришивалась к корсажу отдельно.
Фото 9 – костюмы прекрасных дам
В Прекрасной Даме должны были соединяться простота и недоступность, в отношениях между мужчиной и женщиной - духовная близость и идеализация любимого человека.
Фото 9а – готические костюмы
Рукава расширялись книзу и имели форму колокола. Более длинные рукава нижней туники шились такой длины, что края их иногда доходили до земли.
Женщины носили маленькие сумочки, которые свисали с пояса, и перчатки, а также вплетали цветы в прическу. Вуаль стала более затейливой, и превратилась в тщательно продуманный головной убор.
Фото 10 - прекрасная дама
Больше всего в одежде и ценились богатая отделка мехами и драгоценными камнями. Среди золотых украшений часто применялись бубенчики и колокольчики. В воображении людей того времени понятие богатства и довольства тесно связывается с представлением о шлейфе, который волнами ложится вокруг ног.
Фото 11 – мода при дворе Герцога Бургундского
Длина шлейфа была строго регламентирована и зависела от положения женщин в обществе: чем знатнее была дама, тем длиннее шлейф. Так, королева имела право носить шлейф длиной 4 метра 95 сантиметров, герцогини и принцессы - 3 метра 60 сантиметров и далее по значимости и знатности, но не менее 45 сантиметров.
Фото 12 – трехслойные платья Средневековья
Что носили во Франции в Средневековье?
Французские придворные дамы XV века надевали одновременно три платья: котт, сюркотт и роб. Оба верхних платья обыкновенно имели длинный шлейф. Некоторые дамы ограничивались двумя платьями, но меньше двух не носил никто.
Вершины своей популярности готическая мода достигла в XV веке при дворе бургундских герцогов. Именно герцогство Бургундия стало законодателем моды в Европе, прежде всего в области придворного костюма.
В соборе шведского города Уппсала хранится золотое «платье королевы Маргрете Датской», которая правила всей Скандинавией в конце XIV – начала XV веков.
Фото 13 – воспроизведенное платье королевы Маргрете Датской
Платье это по-королевски роскошно. Простой покрой восполняется поистине драгоценной тканью. Тёмно - красной шёлковой основы почти не видно, она только образует контуры изящных узоров: фруктов, похожих на ананас, цветов, листьев и ягод. Все пространство между ними заткано переплетением жёлтых шёлковых и покрытых позолотой серебряных нитей. Поэтому ткань кажется золотой.
В настоящее время дизайнеры с мировым именем при создании коллекций одежды, за вдохновением нередко обращаются к эпохе Средневековья.
Фото 14 – костюм в стиле Средневековья из коллекции английского дизайнера А. Маккуина
Гениальная интерпретация образов далеких веков предстает в великолепных костюмах, которым рукоплещет мир моды.
Фото 15 – переплетение эпох в женских костюмах из коллекции английского дизайнера А. Маккуина