Елена Луновская
Наконец-то мы дожили до времен, когда хорошие книги продаются повсеместно, даже в продуктовых магазинах, – заметила я, покупая книжечку карманного формата японского писателя.
Харуки Мураками написал в течение двух лет двадцать три рассказа. Он сочинял их для журнала, а теперь их можно прочесть в сборнике «Хороший день для кенгуру».
И это интересно, ведь получается, что в жизни писателя был период, когда он создавал по одному рассказу в месяц. Автор признал, что это были «шероховатые» зарисовки. И, тем не менее, когда есть свободное время или время ожидания чего-то, а может, целый выходной день, позволяющий вкусить пищи для ума, ты берешь компактную книжечку в руки, пролисты-ваешь ее и открываешь в совершенно произвольном месте, чтобы прочесть первый попавшийся рассказ.
Заметила, что именно зарисовки Мураками (а не романы) обсуждаются особенно живо. Помнится, по прочтении рассказа «Сжечь сарай» и я, и моя подруга Кэтрин (а она филолог) долго не могли прийти в себя и уяснить: о чем это? Причем рассказ – не набор слов и не чушь (в таком случае нечего было бы и головы ломать), но озадачил надолго. Тогда нас успокоили предположения, что, возможно, имелось в виду что-то вроде сжигания мостов, а понимание сути мог осложнить неточный перевод.
Но все же, почему рассказы Мура-ками вызывают такой интерес? Ответ прост: в них есть жизнь. Автор любит рассматривать ее сквозь явления мистического свойства и нередко витийствует. Однако в этом и прослеживается его мастерство: он предлагает читателю загадки, не дает ему легких ответов на возникающие вопросы.
Если вернуться все к тому же сборнику «Хороший день для кенгуру», становится ясно, что большинство «вешиц», как он сам их называет, изложены очень просто (наверное, автор тогда еще редко прибегал к литературным приемам, на которых строится магический реализм), без двойного дна. Прочитываются темы бедности молодежи, одиночества… Вообще, в качестве главных лиц здесь присутствуют в основном молодые люди, а это уже само по себе любопытно, потому как раскрывает проблемы изнутри, отражает их через предметное пространство этих людей, их привычки, поступки, разговоры, ситуации, в которых они оказываются.
Диалоги, которые кажутся как будто естественными, интригуют непредсказуемостью: «Куда теперь повернет эта беседа?» – думаешь с нетерпением, продолжая пробегать глазами страницу.
И хотя автор признает, что многое из написанного в сборнике уже не совпадает с образом его мыслей сегодня, понимаешь: есть истории, которые должны быть написаны своевременно. Точно так же, как есть книги, которые приятно прочитать именно тогда, когда их сюжеты совпадают с твоим ощущением жизни.
#жизнь #сюжет #диалоги #мураками