ПС-124: гибель гиганта
Легендарный самолет АНТ-20 «Максим Горький», трагически погибший в мае 1935 при столкновении с истребителем И-5, считался символом достижений советской авиаиндустрии. На момент постройки и до момента гибели этот восьмимоторный гигант был самым большим в мире самолетом на колесном шасси.
Наследник «Максима»
После крушения самолета АНТ-20 Совнарком СССР принял решение о строительстве целой серии из 16 гигантских самолетов, которых, подобно первенцу, планировалось назвать именами выдающихся деятелей Страны Советов.
Конструкция серийных машин, получивших индекс АНТ-20бис, отличалась от «Максима Горького» новой силовой установкой (6 двигателей М-34ФРВН вместо 8 менее мощных моторов М-34ФРВ) и компоновкой фюзеляжа, который был переоборудован для размещения 64 пассажиров. Самолеты планировалось использовать на гражданских авиалиниях, число и пропускная способность которых росли очень интенсивно. В случае войны самолеты могли быть быстро переоборудованы в тяжелые бомбардировщики, транспортно-десантные или штабные машины.
Планы по строительству гигантов были довольно амбициозными, но вполне реализуемыми, однако, им было не суждено сбыться. В итоге на Воронежском авиазаводе был построен всего один самолет, вступивший в строй «Аэрофлота» летом 1939 года под индексом ПС-124 (Паcсажирский самолет производства авиазавода №124). Имя Андрея Николаевича Туполева из названия машины было убрано по причине ареста авиаконструктора.
С августа 1939 года по декабрь 1940 комфортабельный красавец-самолет совершал регулярные авиарейсы по маршруту Москва –Харьков – Киев - Минеральные Воды.
Воздушный корабль класса «люкс»
Для обеспечения комфортного полета пассажиров на самолете имелось две туалетных комнаты (что было большой редкостью на самолетах в те времена), буфет-ресторан с электроплитой для разогрева еды и холодильником, библиотека, большой багажный отсек и гардероб. Пассажиры размещались в трех салонах на удобных креслах, помимо этого в центроплане корабля были оборудованы четыре двухместных спальных каюты.
Самолет обслуживался экипажем из восьми человек – штурмана, двух пилотов, инженера корабля, двух механиков, радиста и стюарда-буфетчика. ПС-124 оснащался самыми современными средствами управления полета и навигации – автопилотом, радиокомпасом, электроприводами рулей высоты. По оценкам пилотов, испытывавших и эксплуатировавших самолет, машина была удобной и послушной в управлении.
Тем не менее, с экономической точки зрения, эксплуатация и обслуживание машины оказалось очень затратным. Мало того, что шесть моторов мощностью 1200 л.с. требовали огромного количества высококачественного «грозненского» бензина, который и так был в большом дефиците, так для посадки самолета требовалась еще и взлетно-посадочная полоса длиной не менее 1500 метров, а такие полосы в то время имелись далеко не на всех советских аэродромах. Ещё одной проблемой было отсутствие специально оборудованных ангаров для технического обслуживания воздушного корабля. Фактически все время своего существования ПС-124 «жил» под открытым небом и все технические работы на нем выполнялись на открытом воздухе.
Все это и стало причиной того, что ПС-124 в серию не пошел. Единственный самолет под номером Л-760, снятый с пассажирских полетов зимой 1940 года, простоял без дела на краю Ходынского аэродрома до начала войны, когда его вернули в строй и использовали для тыловых перевозок особо важных грузов и пассажиров.
Гибель гиганта
Весной 1942 года ПС-124 был переведен в распоряжение Узбекского управления Гражданского воздушного флота, где стал выполнять рейсы по маршрутам Ташкент-Чарджоу-Ургенч и Ташкент-Куйбышев.
14 декабря 1942 года в 11.30 по московскому времени самолет, имея на борту 26 пассажиров и 10 членов экипажа, поднялся в воздух с аэродрома города Чарджоу и взял курс на Ташкент.
Из официального рапорта о катастрофе:
В 13:50 мск, во время горизонтального полета на высоте около 500 м самолет стал снижаться с работающими на средних оборотах моторами. Снижение вначале было медленным, затем угол снижения самолета начал увеличиваться всё больше и больше. Самолет перешел в крутое пике и под углом около 80° с работающими моторами врезался в землю в 3 км северо-восточнее совхоза Пахтаарал Южно-Казахстанской области Казахской ССР (20 км от а/п Сырдарья (Ильич), 86 км юго-западнее а/п Ташкент). Все находившиеся на борту пассажиры и члены экипажа погибли. На месте падения в ровной степной местности осталась воронка, заполненная обломками самолета. Моторы ушли в землю на глубину до 5 м. Баки при ударе взорвались, но пожара не последовало. Стабилизатор самолета находился в крайнем положении на пикирование.
Что же произошло?
Беспечность и разгильдяйство
Следствием было установлено, что в момент катастрофы в пилотской кабине не было командира корабля. На его месте находился… пассажир — летчик Узбекского управления ГВФ из аэропорта Турткуль по фамилии Козлов. Рядом с ним — тело второго пилота. Обезображенный труп командира был позже найден среди обломков хвостовой части. Основываясь на этих данных следственная комиссия сделала следующие выводы:
…командир корабля допустил к управлению самолетом пассажира Козлова, который был пилотом, но не имел опыта управления самолетом ПС-124. Сам командир корабля в это время отлучился из пилотской кабины, положившись на второго пилота, что он неоднократно делал и в предыдущих полетах. Пилот Козлов, нечаянно или с целью испробовать реакцию самолета на изменение угла стабилизатора, включил находящийся на подлокотнике кресла командира корабля механизм электроподъемника стабилизатора, который сработал на максимальный положительный угол. Перевод стабилизатора в полете на максимальный положительный угол неизбежно влечет за собой переход самолета в пикирование, так как при этом положении стабилизатора удержать самолет рулями в режиме горизонтального полета невозможно.
Выключить своевременно механизм электроподъемника стабилизатора Козлов не сумел, так как не имел достаточно ясного представления об управлении этим механизмом.
Второй пилот своевременно выключить механизм управления стабилизатором не смог. К тому же второму пилоту, чтобы прекратить ход стабилизатора, нужно было сойти со своего места, вследствие чего его вмешательство запоздало еще более. В результате самолет вошел в такой угол пикирования, вывести его из которого было невозможно.
Из показаний свидетелей было установлено, что подобное разгильдяйство уже не раз допускалось командиром корабля. Командир не раз допускал к пилотированию самолета лиц, не имеющих на это никакого права. И это были не только его приятели-пилоты, но и лица, вообще не имевшие летных навыков, например — инженер самолета.
ТТак непростительная беспечность и разгильдяйство привели к потере уникальной машины и гибели 36 человек.
Технические характеристики ПС-124:
экипаж – 9-10 человек
силовая установка – 6 х АМ-34ФРНВ мощностью по 1200 л. с.
размах крыла – 63,0 м и его площадь – 486,0 м2
длина – 34,1 м
высота – 10,85 м
вес пустого – 31 200 кг
взлетный вес – 44 000 кг
максимальная скорость – 275 км/ч
дальность – 2600 км
практический потолок – 5500 м.
Автор - Андрей Твардовский, специально для Мировой политики.