Каждый руководитель обязан уметь читать финансовую отчетность. Это позволяет принимать правильные решения и рассчитывать план развития на несколько шагов вперед. Можно вовремя обнаружить проблемы, с которыми столкнется организация, и предвидеть финансовые результаты на будущие периоды.
Главные виды финансовой отчетности, в которых нужно уметь разбираться:
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- отчет о движении денежных средств;
- отчет об изменении капитала.
Отчеты отражаются в форме нескольких таблиц и характеризуют финансовое положение компании. Все данные берутся из бухгалтерского учета. Отчеты составляют за определенный период.
Что показывает бухгалтерский баланс
Главная форма бухгалтерской отчетности отражает финансовое и имущественное состояние компании на данный период времени. Баланс содержит самое большое количество данных, которые показаны нарастающим итогом с момента создания организации. Его анализ помогает оценить состояние активов предприятия, эффективность их размещения, отследить размер инвестиций, понять, насколько эффективно удается управлять компанией и оценить размер прибыли.
Баланс состоит из двух частей: активы и пассивы. Активы — это ресурсы, которые есть у компании. Они группируются по определенным признакам. Например, по оборачиваемости — оборотные и внеоборотные. В пассивах отражены обязательства и собственный капитал.
Суть баланса — в равновесии активов и пассивов. Если арифметическая сумма двух частей отчетности равна между собой, это означает, что компании хватает средств, имущества, чтобы погасить все кредитные обязательства. Если актив превышает пассив, то оставшаяся сумма — накопления организации (прибыль). Если пассив превышает актив, значит, у компании нет денег на погашение всех обязательств (убыток).
Что можно оценить по бухгалтерскому балансу:
- прибыльна или убыточна организация;
- обеспеченность компании активами;
- структуру и состав источников формирования активов;
- взаимосвязь между активами и пассивами;
- структуру инвестиций и долговых обязательств;
- возможность сохранять и наращивать капитал.
Анализ отчета о финансовых результатах
Отчет о финансовых результатах — часть годовой финансовой отчетности, которая показывает сумму доходов и расходов за период. Его также называют отчет о прибыли и убытках. Разность между доходами и расходами — чистая прибыль организации.
В документе в виде таблицы представлены разные показатели, которые в итоге дают результат — прибыль или убыток. Основные показатели: выручка, себестоимость, коммерческие и управленческие расходы — они формируют финансовый результат от продаж. Далее представлены прочие доходы и расходы и формируется итог «финансовый результат до налогообложения». После вычета налога на прибыль в отчете виден итоговый результат — чистая прибыль (убыток).
Из отчета вы получаете важную информацию:
- является ли компания прибыльной;
- размер прибыли (убытка);
- структура доходов и расходов организации.
Что отображает отчет о движении денежных средств
Таблица показывает движение денежных средств предприятия — откуда они поступили и куда были израсходованы. В российской практике прямо указаны статьи движения. Отчет включает разделы:
- Денежные потоки от текущих операций — движение средств по основной деятельности компании.
- Потоки от инвестиционной деятельности — откуда приходят и куда движутся инвестиции, направленные на основные средства, нематериальные активы и т.д.
- Потоки от финансовых операций — движение денег по привлечению финансирования. Здесь отображаются потоки заемных средств и личные средства собственников.
Отчет показывает, сколько денег использовано в определенный период времени. Он позволяет оценить:
- краткосрочную ликвидность предприятия на данный момент;
- долгосрочную кредитоспособность компании;
- структуру расходов — на что предприятие тратит деньги в данный момент;
- будущую отдачу от вложений в бизнес.
Что вы узнаете из отчета об изменении капитала
Этот отчет показывает структуру и изменение собственных средств предприятия. Он выглядит как таблица, в которой указаны составляющие капитала: уставный, резервный, нераспределенная прибыль, акции, выкупленные у инвесторов. В каждой строке указывают сумму капитала на конкретный период. Можно проследить, как изменяется значение за отчетный период за счет получения прибыли, выпуска акций или других операций с капиталом.
Отчет об изменении капитала есть смысл составлять только по итогам года. Его могут не составлять малые предприятия, если посчитают, что в форме нет важной информации для оценки деятельности.
Выводы
Уметь читать бизнес-отчетность — обязанность руководителя. Самые важные документы — бухгалтерский баланс и отчет о финансовых результатах. Они показывают состояние активов, обязательств и собственного капитала на данный момент и позволяют понять, прибыльна ли на данный момент организация. Отчет о движении денежных средств показывает, откуда приходят деньги и куда расходуются. Отчет об изменении капитала — необязательный документ для малого бизнеса, но он наглядно демонстрирует, как меняется собственный капитал компании со времени открытия бизнеса.
Заходите в Школу Большой Птицы, будем рады!
https://school.bigbird.ru
Здесь мы размещаем массу полезного для начинающих и опытных предпринимателей: обучающие курсы, статьи, кейсы, актуальные новости, руководства.