Хор королевского колледжа в Кембридже — настоящие магистры в праздновании Рождества!
С 1918 г. (однако, уже сто лет!) каждый Сочельник 16 мальчиков и 14 юношей — воспитанников колледжа - в белоснежных одеяниях поют традиционные гимны, а также презентуют новое, специально написанное к Рождеству произведение в торжественно прекрасной Часовне королевского колледжа.
С 1928 г. ВВС показывают этот концерт для миллионов слушателей по всему миру в программе Carols from King's. Трансляции не прекращались даже во время Второй мировой - когда витраж был выбит и здание часовни не отапливалось.
Мальчишки в составе хора меняются, лица новые, антураж и костюмы — неизменны.
Что касается музыки — есть ряд композиций, которые хор с разной периодичностью повторяет в разные годы (например, God Rest Ye Merry Gentlemen, O Holy Night и Ding! Dong! Merrily on High). Зачастую поются аранжировки хормейстеров или органистов из этого хора.
И есть одна песнь, с которой Carols from King's начинаются каждый раз с 1918 года! Всегда одна и та же. Во время её исполнения хор проходит через весь храм и занимает свои места.
Once in Royal David's City
Первый куплет традиционно поёт акапелла один счастливчик-солист.
Я прослушала, наверное, около 15 вариантов. Очень любопытно наблюдать, как по-разному эти 11-12 летние пацаны воплощают одну и ту же песню и как справляются с ответственностью открывать фестиваль. Такое разнообразие типажей: ангелоподобные ребятки, ботаны-очкарики, добросовестные толстячки, потенциальные хулиганы. Кто-то старается так, что глаза на лоб лезут, кто-то уверен в своей неотразимости, кто-то просто качественно делает свою работу, кто-то готов воспарить над тленным и бренным.
Музыкальный историк Александра Голэн для "Дэйли Мэйл" говорит: "Сейчас, когда слушатели критикуют всё — от акустики до качества записи, от игры на органе до выбора колядок — удивительно, что есть момент службы, который оказывается совершенно вне критики: соло дисканта в начале хорала «Once in Royal David's City».
Хрупкость и красота этого одинокого голоса для многих является экстрактом самого Рождества. Как правило, в возрасте 12 или 13 лет у мальчиков-хористов остаётся несколько месяцев, прежде чем их высокие голоса сломаются. И в этот совершенный момент мы слышим голос артиста на пике его зрелости, чей дар находится на пороге исчезновения навсегда".
С этим соло связана поразительная традиция: до самого последнего момента никто не знает, кто же будет солировать на самой церемонии!
Подготовку проходят несколько кандидатов. И когда хор уже выстроился, руководитель хора смотрит прямо в глаза одному из них и жестом предлагает ему сделать шаг вперед. Только тогда солист узнает, что ему выпала честь открывать фестиваль.
Одним из исполнителей соло в «Once in Royal David's City» был Боб Чилкотт, ставший впоследствии известным композитором.
«Я был застенчивым девятилетним мальчиком с большими ушами. Это был 1964 год, второй раз, когда Би-би-си транслировала наше богослужение. В те времена присутствие съемочной группы было чем-то необычайным, и ее было трудно не замечать: камеры были такими большими, что в каждой из них мог поместиться хорист, операторы катали их на тележках между тонкими хорами в Тюдоровской часовне. Всё это было очень воодушевляюще!
Когда вы вовлечены во что-то подобное и вынуждены попрощаться с этим в 13 лет, вы переживаете кризис. Когда я ушел из хора, я осознал, что музыка всегда была для меня значимой и волнующей. Звучание хора из Часовни Королевского колледжа никогда не исчезало из моей головы».
Чилкотт остается единственным певцом в истории хора, который исполнял открывающее соло три года подряд — и по радио, и по телевидению — с 1964 года.
А теперь хор поёт его музыку:
Продолжение следует.