Найти тему

Кровь на подложке портрета

Оглавление

Об уникальном человеке, художнике, потерявшем на войне зрение, возродившем музей Чехова, и о коллекции его работ в Новгородском музее.

Фронтовые пушки – из реквизита «Мосфильма»

«Обмундирование – с бору по сосенке. На мне – кавалерийский казакин, будёновка времён Гражданской войны. В руках – канадская винтовка. Никакие мы не красноармейцы: не умеем ни ходить, ни стрелять, и пушки видим первый раз в жизни. Впрочем, те пушки, которые дали нам на батарею, получены из реквизита «Мосфильма», - вспоминал художник Юрий Авдеев, отправившийся в августе 1941 года добровольцем на фронт. Как и другие ополченцы, набранные из столичной интеллигенции, он оказался в рядах 3-й Московской коммунистической дивизии, в одном полку с учителями, инженерами, журналистами. У многих была бронь, но её сдавали и шли воевать. Вот ещё его личные эмоции того времени: «Снаряжения выдали весом в 50 кило, а во мне самом 46».

В 1979 году, когда Новгород отмечал памятную дату – 35 лет со дня освобождения от немецко-фашистских захватчиков, Юрий Константинович Авдеев передал в Новгородский музей-заповедник 24 своих работы, карандашные рисунки и картины маслом, выполненные в 1942-1944 годах.

Авдеев Ю.К. Фронтовая ночь. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Фронтовая ночь. 1943 г.

Вместе с сотрудниками музея мы не могли не рассказать об этой небольшой, но уникальной коллекции сейчас, когда Великий Новгород готовится отметить 75-летие окончания оккупации города гитлеровскими войсками. Тем более что в нынешнем году исполнилось 100 лет со дня рождения Юрия Константиновича Авдеева, и ровно 100 лет назад в Новгороде началось формирование собрания произведений живописи. В настоящее время фонд  живописи, графики и скульптуры Новгородского музея-заповедника включает около 6300 экспонатов. В их числе более 1060 произведений современной живописи, среди которых этюды, зарисовки, портреты художника Юрия Авдеева, время рождения которых – Великая Отечественная война. 

Юрий Константинович Авдеев (1918 – 1987), художник, участник Великой Отечественной войны, создатель музея-заповедника А.П. Чехова «Мелихово», заслуженный работник культуры РСФСР, член Союза писателей СССР, лауреат премии Николая Островского, почётный гражданин города Чехов, где его именем названа улица.

С винтовкой и кистью

Юрий Авдеев родился в деревне под Серпуховом. Рос и учился в Серпухове, где его отец был директором школы – бывшей гимназии. Мать работала в Серпуховском театре, где Юра проводил всё свободное время. Свой путь в жизни он определил для себя сразу – хотел стать только художником. За год до начала войны он окончил Орловское художественное училище. Успел поучаствовать в двух художественных выставках.

Перед Викторией Карповой, старшим научным сотрудником, хранителем фонда изобразительного искусства Новгородского музея-заповедника – аккуратно разложенные на столе рисунки и картины на развёрнутых обёртках из тонкой микалентной бумаги. Руки в перчатках абсолютной белизны бережно дотрагиваются до предметов. Она рассказывает о том, что довелось испытать Авдееву.

Первое дыхание войны – когда враг подступал к Москве. А затем Северо-Западный фронт. Неумелые ополченцы уже превратились в гвардейцев: с тяжёлыми боями они освобождали населённые пункты Ленинградской области, сражались под Новгородом, потом в Прибалтике. В суровую зиму 1942 года, по признанию Юрия Авдеева, он не надеялся остаться в живых в огненной круговерти.

Авдеев Ю.К. Линия обороны под Старой Руссой. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Линия обороны под Старой Руссой. 1943 г.

Увидев после первого боя на окраине деревни убитых солдат в новеньких шинелях и с вещмешками за плечами, художник решил расстаться с отягощавшей его поклажей, в том числе с альбомом и красками, «чтобы не тащить ничего лишнего на тот свет». Потом он не раз об этом пожалеет, потому что и на войне остался верен своему призванию. Рисовал, когда выдавалась свободная минута.

Авдеев Ю.К. Возвращение. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Возвращение. 1943 г.

Это были карандашные, акварельные зарисовки, сценки солдатского быта. Масляных красок не было даже в политотделе, куда Авдеева спустя полтора года откомандировали с передовой.

Авдеев Ю.К. Русская печь. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Русская печь. 1943 г.

Приходилось ограничиваться зарисовками, ведь этюд без кистей и красок не напишешь. Поэтому в каждом письме он просил мать переправить ему на фронт хоть что-то из его запасов. И чудо случилось – мама смогла  прислать сыну этюдник с красками.

Авдеев Ю.К. Гармонь. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Гармонь. 1943 г.

Если в его распоряжении оказывались краски, то на кусках картона появлялось то, что видел, - оставшиеся после боёв пепелища. В минуты затишья Юрий прямо в окопах или блиндажах рисовал портреты товарищей по оружию. А им хотелось приложить к весточке домой своё изображение. И в тыл отправлялись авдеевские рисунки – на почтовых карточках, на обрывках бумаги.

«Полевая галерея героев»

Талант художника начальство заметило и решило: пусть позирование станет поощрением для отличившихся в бою. Юрия Авдеева назначили дивизионным художником. Своих героев он находил на передовой, на линии огня. В землянках, окопах быстрыми штрихами набрасывал лица людей,
Талант художника начальство заметило и решило: пусть позирование станет поощрением для отличившихся в бою. Юрия Авдеева назначили дивизионным художником. Своих героев он находил на передовой, на линии огня. В землянках, окопах быстрыми штрихами набрасывал лица людей,

Юрий Авдеев. 1943 год. Фото С.К. Галаджа. Медаль «За отвагу»

только что глядевших в глаза смерти. По его воспоминаниям, политотдел поставил эту работу «на поток». Он мог рисовать несколько портретов в день. Появилась «полевая галерея героев».

Известно, что под Старой Руссой и Демянском, на Ловати, на берегу реки Великой, в Прибалтике Авдеев сделал более 300 портретов. Случалась, что работа над портретом завершалась, когда боец уже не возвращался с поля боя, и рисунок становился художественным документом о его жизни, памятью о подвиге.

- Конечно же, Юрию Авдееву хотелось сохранить «живописную летопись фронтовых походов», - говорит Виктория Карпова. - Он старался переправлять свои зарисовки и этюды в тыл, зная, что «собранного материала хватит на всю жизнь для будущих картин о самых памятных годах России». Одну партию увёз начальник политотдела, и после войны часть этих работ обнаружилась в музеях. В 1943 году уезжавший в Москву фронтовой кинооператор Семён Галадж забрал с собой до полусотни этюдов. Они составили позднее костяк выставки Юрия Авдеева, которая демонстрировалась в Москве, Новгороде, Старой Руссе, Орле, Серпухове, Чехове. И я полагаю, что работы из собрания Новгородского музея относятся к произведениям, вывезенным Галаджем.

Виктория КАРПОВА (слева)
Виктория КАРПОВА (слева)

К сожалению, большинство работ художника было утрачено. Однажды машина, перевозившая картины Авдеева на выставку художников Северо-Западного фронта, попала под артобстрел и была уничтожена. Многие картины затерялись на дорогах войны. И лишь некоторые попали в музеи – Государственный исторический музей, Центральный музей Вооружённых Сил и Новгородский музей.

Авдеев Ю.К. Линия обороны под Старой Руссой. 1963 г.
Авдеев Ю.К. Линия обороны под Старой Руссой. 1963 г.

Кровь на портрете

- В годы войны Юрий Авдеев создал около 300 портретов. В музеях Москвы и Новгорода сохранилось всего пять. И Юрий Константинович ушёл из жизни, считая, что работы военного времени погибли. Но оказалось, что это не так, - Виктория Карпова с удовольствием делится информацией о состоявшейся находке: - В 2016 году московский историк Иван Савченко обнаружил в архиве Института российской истории РАН папку с рисунками Авдеева. Там оказалось 60 портретов.

С копиями портретов своих родных – командиров и рядовых, тех, кто погиб и выжил в войне, - дети и внуки в мае нынешнем году прошли по улицам Москвы в рядах «Бессмертного полка».

Авдеев Ю.К. Портрет капитана Околота. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Портрет капитана Околота. 1943 г.

В собрании Новгородского музея – два портрета. Чтобы узнать, кто на картинах изображён, Виктория Карпова провела собственное изыскание.

- Это портрет капитана Околота, датируемый 1943 годом, - рассказывает хранитель фонда. – Фамилия бойца на портрете была известна при поступлении произведения в музей. Фамилия редкая. Поэтому установить имя оказалось не очень сложно. На сайте «Подвиг народа» имеется информация: Иван Григорьевич Околот (1914 - ?) – гвардии капитан, командир 2 стрелкового батальона 159 Гвардейского стрелкового полка 53 Гвардейской Краснознаменной стрелковой дивизии 1 Ударной армии СЗФ.

Эти сведения позволили сузить датировку портрета. Из данных военного архива известно, что в мае 1943 года капитан Околот получил орден Александра Невского и звание гвардии майора. А на портрете он изображён без ордена, с капитанскими погонами. Значит, можно предположить, что портрет написан в период с января по май 1943 года.

Виктория Карпова обращает внимание на то, что почти все работы художника Авдеева из собрания музея отреставрированы, находятся в хорошей сохранности. Исключение составляют несколько работ, в том числе и этот портрет. Почему?

- Видите, карандашный рисунок наклеен на картонную подложку, - рука Виктории в белой перчатке зависает над краем картины. – На подложке следы крови, - показывает она. - Уверена, что удалять это страшное свидетельство трагедии нельзя. Это след военного времени, это история произведения.

Чья кровь на портрете – неизвестно. И Юрий Авдеев, и Иван Околот выжили в мясорубке войны. В 1985 году в честь 40-летия Великой Победы орденом Отечественной войны были награждены все жившие на тот момент ветераны войны. В их числе – Иван Григорьевич Околот.

Авдеев Ю.К. Баянист Филимонов. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Баянист Филимонов. 1943 г.

- Других сведений о нём собрать пока не удалось, - подытоживает моя собеседница. – Возможно, что после выхода публикации найдутся родственники Ивана Околота. Мы были бы этому рады.

Другой портрет Авдеева – «Баянист Филимонов». Это рисунок 1943 года. Вот какие сведения Виктория нашла о баянисте бригады красноармейской художественной самодеятельности гвардии сержанте Г. Филимонове в сборнике материалов о 3-й Московской коммунистической дивизии. В августе 1944 года во время налёта вражеской авиации бомба попала в машину с боеприпасами, грузовик загорелся. Баянист первым бросился тушить огонь. «Стоя вместе с завскладом на горящей машине, сбрасывал загорающиеся ящики со снарядами. Им удалось предотвратить взрыв склада. Раненый, с ожогами руки, Филимонов перевязался и, погрузив снаряды на уцелевшую машину, повёл её на передний край по дороге, на которую просачивались немцы», - вспоминала М. Алексеева, бывший начальник клуба 53 гвардейской стрелковой дивизии, гвардии капитан.

Кстати, портрет баяниста, так же, как этюд с русской печью, могут быть интересны… творцам Ленинианы. Дело в том, что в качестве основы для этих произведений Авдеев использовал телеграммы, датированные 1922 годом, направленные вождю пролетариата с пожеланиями скорейшего выздоровления, в чём можно убедиться, посмотрев оборотную сторону рисунков.

-12

Один процент зрения

В октябре 1944 года фронтовые дороги Юрия Авдеева закончились. Его боевой путь оборвался, а сам Юрий Константинович думал, что оборвалась вся жизнь, потому что тяжёлое ранение привело к полной потере зрения. Шесть лет госпиталей, упорная борьба врачей, которые делали всё, что могли. Один процент зрения Авдееву вернули. Он увидел цвет, по отдельным буквам мог составить слово, и это позволяло хоть очень медленно, но читать.

Авдеев Ю.К. Свет в землянке. 1943 г.
Авдеев Ю.К. Свет в землянке. 1943 г.

Что он чувствовал? О чём думал? «Жизнь художника, казалось, кончилась, а новую стоит ли начинать? С такими остатками зрения можно было вести тихую жизнь инвалида-пенсионера, копаться на огороде, взять какую-нибудь надомную работу, но ни о каком творчестве нельзя было мечтать. А я не видел смыла жизни без творчества… На всех замыслах был поставлен крест. Художник Авдеев не существовал».

И всё-таки он не сдался. Получившего увечье на войне, его поставили в 1947 году руководить артелью инвалидов, изготовлявшей пуговицы. Творческий человек это выдерживал с трудом. Друзья помогли устроиться в Серпуховский историко-краеведческий музей. К марш-броскам бывшему фронтовику было не привыкать. В 1951 году он совершил свой мирный марш-бросок – отправился пешком за 30 километров в Мелихово. И стал… директором музея А.П. Чехова.

Что представляла собой усадьба писателя? По словам очевидцев, везде был бурьян, флигель, где создавалась «Чайка», полуразрушен, в парке лишь несколько уцелевших лип и тополей, дорога вместо большого усадебного дома.

Вместе с женой Любовью Яковлевной Лазаренко он возродил музей. Здесь восстановили все строения, существовавшие при жизни писателя. Авдеев собрал 17 тысяч экспонатов – это вещи, документы, рукописи, книги, фотографии. Подарком судьбы стало для Юрия Константиновича феноменальное развитие памяти: после первого чтения он запоминал всё самое важное. Цитировал наизусть рассказы Чехова и его письма. И сам стал писателем – написал 12 книг о Мелихове и других чеховских местах Подмосковья.

Ю.К. АВДЕЕВ в Мелихове
Ю.К. АВДЕЕВ в Мелихове

Удивительно, но, несмотря на огромную нагрузку и совсем плохое зрение, продолжал рисовать и не оставлял своего любимого занятия до последних своих дней.

Авдеев Ю.К. Иван-чай
Авдеев Ю.К. Иван-чай

- В нашем музее Северо-Западного фронта в Старой Руссе в экспозиции находится одна из картин Юрия Авдеева, «Иван-чай», - говорит Виктория Карпова. – Для художника этот цветок стал своеобразным символом, он часто его изображал на своих картинах. Места пожарищ, руины жилищ, места гибели солдат, которых не успели похоронить, - всё поглощают весной полыхающие малиновые цветы. Скорбь и неумолимое желание жизни – наверно, эти чувства внушал художнику иван-чай со времён войны. Они помогли ему помнить и выстоять.

Наталья МЕЛКОВА

Фото Александра КОЧЕВНИКА, Новгородского музея-заповедника и из личного архива Ольги Юрьевны АВДЕЕВОЙ, дочери художника