Найти тему
Русский мир.ru

Спасатели

В коридоре Реставрационного центра Грабаря пахнет почти как в больнице: здесь царит острый запах антисептика. В Центре "больные" произведения искусства лечат, реанимируют, спасают... Кто эти замечательные "доктора", которые в тиши кабинетов методично возвращают к жизни исторические артефакты и произведения искусства?

Текст: Арина Абросимова, фото: Александр Бурый

Всероссийский художественный научно-реставрационный центр им. академика И.Э. Грабаря (ВХНРЦ) пользуется заслуженной славой во всем мире. В разные годы специалисты Центра спасали экспонаты музейных коллекций Дрездена, Бухареста, Флоренции, в качестве экспертов работали в Венеции, Каире, Нью-Йорке, Пальмире... За сто лет существования ВХНРЦ накоплен колоссальный опыт и знания. Кажется, здесь умеют возвращать к жизни все, что угодно: иконы, живописные работы, графику, фарфор, стекло, кость, книги, металл, камень, дерево, ткани...

Мешок шамана
Мешок шамана

Убедиться в этом можно было на выставке «Век ради вечного», приуроченной к 100-летнему юбилею Центра. В залах ВХНРЦ выставлялись сокровища из 40 российских музеев – более 70 экспонатов, в разные годы прошедших реставрацию и атрибуцию в Центре Грабаря.

Экспозиция дает возможность оценить результат работы реставратора: рядом с экспонатами помещены фотографии, благодаря чему можно видеть вещь до «реанимации». Результат этот поражает – с трудом веришь собственным глазам! И невозможно представить, каким образом мастер реставрации каждый раз понимает, что нужно делать. Прежде всего надо забыть об амбициях и стать тем художником, предмет которого сейчас в твоих руках, чтобы именно ты его спас...

-3

ВОЗРАСТ – 3 С ПОЛОВИНОЙ ТЫСЯЧИ ЛЕТ

Под стеклом витрины лежит что-то бесформенное, большое, черное. К этому нечто шнурочком привязана кривая лапка с длинными страшными когтями. Табличка у экспоната поясняет: «Мешок шамана XV в. до н.э. Анадырь. Музейный Центр «Наследие Чукотки». Реставраторы Н.П. Синицына, О.С. Синицына, 2018». Заметьте: XV век до нашей эры! Эта пугающая находка была обнаружена в 2016 году участниками археологической экспедиции на раскопках святилища XV–XIII веков до н.э. После экспертиз выяснилось ее предназначение и материал: кожа большого тюленя (лахтака) и китовый ус. Как же это сохранилось? «Помогла» вечная мерзлота, обеспечившая максимально благоприятные условия. А внутри мешка все эти 3 с половиной тысячи лет хранились атрибуты древних обрядов или обереги самого шамана – лапка нерпы и медвежий коготь. Артефакт – окаменелый, скукожившийся комок непонятно чего – передали в Центр реставрации. Сложные работы по пластификации кожи древней выделки продолжались в течение года: не поддавалась столь толстая кожа никаким манипуляциям, невозможно было ее развернуть. Когда реставраторы все-таки расправили мешок, то в каждой складке увидели деформацию, которую срочно пришлось локально прессовать, одновременно восполняя множество утрат.

Экспозиция юбилейной выставки
Экспозиция юбилейной выставки

Один из методов реставрации – изготовление «прототипа» артефакта, который используется в качестве «дублера». Этот «запасной вариант» дает возможность пробовать на копии артефакта различные методики и реагенты. Такая практика используется во многих направлениях реставрации, в том числе и в графике, и в декоративно-прикладном искусстве, и в работе с тканями...

«Дублер» для мешка шамана был сделан из телячьей кожи, максимально приближенной к оригиналу по фактуре и цвету. Именно на этом «тренажере» отрабатывались методы работы с формой мешка, укреплением фрагментарных отслоений и корректировкой потерь. И только после длительной и методичной тренировки приступили к реставрации самого артефакта.

Кстати, мешок шамана – самый древний из предметов, которые когда-либо реставрировались в Центре. Так что этот опыт одновременно стал уникальным исследовательским экспериментом, в финале которого археологическую редкость подвергли процессу консервации.

Бюст императора Священной Римской империи Максимилиана I и "Мушкетер" — триптихи с раскрывающимися створками из слоновой кости. Оба из коллекции ивановского фабриканта Дмитрия Бурылина
Бюст императора Священной Римской империи Максимилиана I и "Мушкетер" — триптихи с раскрывающимися створками из слоновой кости. Оба из коллекции ивановского фабриканта Дмитрия Бурылина

ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО

Практически каждый экспонат выставки – это особая история. Вот, к примеру, четыре античные терракотовые статуэтки девушек, поражающие утонченной изысканностью и совершенством форм. В Государственный художественный музей Алтайского края они были переданы в 1962 году из Эрмитажа.

Терракотовые девушки из Танагра
Терракотовые девушки из Танагра

Выяснилось, что эти 17-сантиметровые танагрские статуэтки ранее входили в коллекцию известного академика исторической живописи, гравера, искусствоведа и археолога Михаила Петровича Боткина. Доказательством тому стали… следы шариковой ручки, которой когда-то кто-то написал прямо на миниатюрных древнегреческих шедеврах инвентарные номера. Эти следы были почти стерты временем, но реставраторы разглядели их под микроскопом, равно как и остатки цветных облупившихся «одежд» – свинцовые белила, красную охру... Одна девушка держит веер, вторая – фиалу, третья – фиалу и кувшин, а на плечи четвертой накинут плащ. Эти датированные IV–III веками до н.э. статуэтки превосходно выполнены, детально проработаны (можно даже различить выражения лиц), пряди каштановых волос уложены в прически a melon. Правда, предназначение этих фигурок точно неизвестно: то ли они олицетворяли богинь для домашнего алтаря, то ли являлись просто украшением интерьера.

Шереметевские витражи
Шереметевские витражи

На реставрацию они поступили в разбитом виде. В лаборатории физико-химических исследований ВХНРЦ провели предреставрационное изучение статуэток: микроскопию в отраженном свете, микрохимию, рентгенофлуоресцентный спектральный анализ и т.д. Художник-реставратор высшей категории, заведующая мастерской керамики и стекла Екатерина Шаркова считает, что необходимо дальнейшее изучение и атрибуция этих памятников, так как в результате проведенных работ были открыты участки с красочным слоем и обмазкой, которые раньше скрывались под записями и мастиковками. Помимо прочего эти античные красавицы еще и жертвы неумелой прежней горе-реставрации «на коленке», которая закончилась неправильным соединением расколотых фрагментов. Так что реставраторам Центра Грабаря пришлось их демонтировать, очистить слои от загрязнений, размягчить с помощью уксусных компрессов известковые корки, удалить затвердевший клей, подобрать по оттенку тонированный гипс, чтобы восполнить утраты на постаменте. И затем собрать их заново. Каждая «девушка» бережно восстановлена, склеена из мелких кусочков так, что глазом не рассмотреть отдельные фрагменты…

Екатерина Шаркова: "Художники прошлых веков всякий раз поражают — столько в их произведениях фантазии, неожиданных решений, кропотливого тончайшего мастерства!.."
Екатерина Шаркова: "Художники прошлых веков всякий раз поражают — столько в их произведениях фантазии, неожиданных решений, кропотливого тончайшего мастерства!.."

А в мастерской керамики и стекла вовсю идет работа над другими предметами – они выстроены по плану, стоят в очереди на преображение. И уникальность каждой вещи, ее особенные проблемы и всякий раз новый подход к их решению дают мастерам простор для новых открытий. В процессе возвращения к полноценной экспозиционной жизни пара великолепных швейцарских витражей XVII века из музея-усадьбы «Кусково». Каждый из них размером чуть менее формата А4. Витражи искусно расписаны красками и завораживают тонкостью исполнения. К сожалению, имя автора история не сохранила. От времени пострадало несколько небольших фрагментов, но не возникает сомнений, что эти прекрасные образцы вернутся во дворец Шереметевых в безупречном состоянии.

Пока стекло лежит на темном столе, никому и в голову не придет, что это многоцветный витраж! Но как только Екатерина Шаркова включает подсветку стола, происходит волшебство: живописная красота вспыхивает, играя яркими, свежими красками.

Псковская Богоматерь "Одигитрия" видела несколько поколений реставраторов Центра Грабаря
Псковская Богоматерь "Одигитрия" видела несколько поколений реставраторов Центра Грабаря

«НЕБО» ИЗ СОСНЫ

Старейшая российская государственная реставрационная организация была основана в июне 1918 года по инициативе художника и искусствоведа Игоря Грабаря. Создавалась она как Всероссийская комиссия по сохранению и раскрытию древнерусской живописи при Наркомпросе РСФСР. Так что неудивительно, что Центр Грабаря гордится своей школой реставрации икон.

В 1924 году вверенная Игорю Эммануиловичу организация была преобразована в Центральные государственные реставрационные мастерские. Но через десять лет их постигла печальная участь: в 1934-м они были расформированы. И только с открытием в 1944 году Государственной центральной художественно-реставрационной мастерской (ГЦХРМ) была восстановлена и работа отдела древней живописи. Тогда и появилось современное название – «Мастерская реставрации темперной живописи». Сегодня там ведется реставрация икон XII–XX веков.

Роман Студенников отмечает 25-летие профессиональной деятельности в ВХНРЦ
Роман Студенников отмечает 25-летие профессиональной деятельности в ВХНРЦ

Одним из самых интересных экспонатов выставки стала знаменитая псковская Богоматерь «Одигитрия» – образ XIII века, реставрация которого длится уже более сорока лет. Некоторые исследователи считают, что она происходит из иконостаса псковского Рождества Святой Богородицы Снетогорского монастыря – это одна из древнейших действующих обителей России.

Столь долгое пребывание иконы у реставраторов – отдельная история: нужно было провести рентгенографию, очистить и, удаляя позднейшие записи – на отдельных участках было выявлено до восьми таких слоев! – раскрыть авторскую живопись… К тому же «Одигитрия» пострадала от пожара, случившегося в Центре Грабаря в 2010 году, так что ей снова пришлось проходить сложную «реабилитацию».

Расписное "небо": центральный медальон, 12 радиальных и 4 угловые грани. Спираль облаков, херувимы и Господь Вседержитель — уникальная иконография "небес", нигде больше не встречающаяся
Расписное "небо": центральный медальон, 12 радиальных и 4 угловые грани. Спираль облаков, херувимы и Господь Вседержитель — уникальная иконография "небес", нигде больше не встречающаяся

Но, пожалуй, главным экспонатом выставки стало отреставрированное «небо» из часовни Тихвинской иконы Божией Матери в деревне Хвалинской, которая находится на территории Кенозерского национального парка.

«Небо» – это особое расписное перекрытие потолка деревянных церквей Русского Севера, имеющее форму пологой усеченной пирамиды. В соответствии с традицией подобный потолок, так же как и в каменных храмах, символизировал Царство Небесное. В деревянных церквях он должен был создавать подобие купола: эта цель достигалась как с помощью конструкции «неба», так и с помощью его росписи.

Это далеко не первое «небо», которое реставрируют в Центре Грабаря, но хвалинские «небеса», созданные в XVIII веке, самые древние из имеющихся сегодня в Кенозерском парке. Причем, как говорят реставраторы, иконография этого «неба» уникальна: по своим характеристикам она напоминает плафонную живопись дворцов и каменных храмов той эпохи. А это заставляет предположить, что роспись свода была поручена профессиональному художнику. Возможно, его пригласили в глухое Кенозерье из Петербургской Академии художеств. Живопись была выполнена по негрунтованному дереву, в смешанной технике, с применением акварели, что тоже редкость.

Реставрация дубового стула XIX века: наполнение из конского волоса скоро будет обтянуто кожей
Реставрация дубового стула XIX века: наполнение из конского волоса скоро будет обтянуто кожей

Заведующий мастерской реставрации мебели и деревянных предметов интерьера, художник-реставратор высшей категории Роман Студенников в этом году отмечает четверть века работы в Центре Грабаря. Это он вернул к жизни изъеденные древесным жучком доски хвалинского «неба». «Практически каждая вещь, с которой начинаешь работать, непохожа на другие, с которыми работал раньше. И твой опыт, конечно, полезен, но почти всегда нужно придумывать все заново, – рассказывает Роман. – Вот, казалось бы, доска и доска! Но она может треснуть или переломиться в любом месте и как-нибудь по-своему. Реставрация предполагает неожиданные и смелые решения, это – нормальная ежедневная практика. И когда я делал «небеса», сложность состояла в том, что после очистки дерева от жука-древоточца компенсировать потери нужно было послойно, вдоль и поперек, тонкими полосками дерева, предварительно подготовленными. Это долго, высчитать нужно каждый слой до полумиллиметра. Для каждой детали свода».

Берестяные брачные венцы, распространенные на Русском Севере в XVII–XVIII веках
Берестяные брачные венцы, распространенные на Русском Севере в XVII–XVIII веках

В 1930–1940-х годах расписной свод часовни Тихвинской иконы Божией Матери неоднократно белили, периодически побелку удаляли, что приводило к потерям росписи. К тому же в 1970–1980-х годах была проведена самодеятельная и крайне неудачная реставрация перекрытия. В итоге красочный слой истончился до такой степени, что сквозь него даже проступил рисунок древесины...

"Химическая обработка произведений графики выполняется на вакуумном столе, — говорит Ирина Белякова. — Сейчас здоровье реставратора прежде всего! Еще недавно приоритетным был предмет реставрации"
"Химическая обработка произведений графики выполняется на вакуумном столе, — говорит Ирина Белякова. — Сейчас здоровье реставратора прежде всего! Еще недавно приоритетным был предмет реставрации"

ЭВРИКА!

На выставке, приуроченной к 100-летнему юбилею ВХНРЦ, собрали предметы из десятков российских музеев. Эти экспонаты рассказывают о работе всех мастерских Центра, отдела научной экспертизы и региональных филиалов в Архангельске, Вологде и Костроме. А на стенах – работы Врубеля, Серова, Богаевского, А. Васнецова, Фешина, Родченко, Гончаровой, Шагала... Вот две акварели Максимилиана Волошина, нарисованные в Коктебеле, – «Облачная страна» (1921) и «Миниатюра» (1931) из собрания Историко-культурного, мемориального музея-заповедника «Киммерия М.А. Волошина». Когда на бумаге появились от времени желтые пятнышки, листы попали в мастерскую реставрации графики, редких книг и документов на бумаге, в руки художника-реставратора высшей категории Ирины Беляковой.

Промывка гравюры в проточной воде
Промывка гравюры в проточной воде

«Это же 1921 год! Гражданская война, голод, денег ни у кого нет... И почти дикий пляж, по которому бродит Волошин, подбирает разноцветные камушки, ищет рецепт красок – он же очень любил рисовать, а денег на краски нет, да и краски – ну какие могут быть краски в те годы! – говорит Ирина Белякова. – От безденежья придумал он эту, так сказать, акварель. Как же я с ней намучилась! Мне же нужно было понять, что он туда добавил помимо растертых в порошок камушков. Нельзя начинать реставрацию, пока не знаешь, с чем имеешь дело, иначе можно вещь просто потерять. Я все перепробовала – и не получается. Минеральная акварель известна давно, а скрепляющие ее добавки могут быть разные. Но все-таки я нашла... Это был мед!»

Охотничий шкаф до реставрации имел множество утрат в резьбе, покрытии, каменной инкрустации, замках. Но граф Олсуфьев, видный охотник Тульской губернии, покупал его вот таким...
Охотничий шкаф до реставрации имел множество утрат в резьбе, покрытии, каменной инкрустации, замках. Но граф Олсуфьев, видный охотник Тульской губернии, покупал его вот таким...

МНОГОУВАЖАЕМЫЙ ШКАП

Когда в 1934 году Центральные государственные реставрационные мастерские были расформированы и ликвидированы, специалисты высочайшего класса остались не у дел. Многих приютили музеи, в которых, благодаря этим перестановкам, появились собственные мастерские. Центр возобновил свою деятельность только в 1944-м: при комитете по делам искусств при Совнаркоме СССР была создана Центральная художественно-реставрационная мастерская. Но за прошедшие десять лет «простоя» произошли невосполнимые кадровые потери, в том числе и непоправимые.

Так, по приглашению Игоря Грабаря в 1928 году в Центр поступил на должность научного сотрудника Юрий Александрович Олсуфьев – искусствовед, реставратор, один из организаторов и основателей Комиссии по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой лавры и Сергиевского историко-художественного музея. И настоящий граф... Он последним из своей семьи владел родовой усадьбой в селе Красные Буйцы Тульской губернии. Именно там стоял дубовый, с резными скульптурами, охотничий шкаф. Согласно атрибуции, он был создан в Западной Европе во второй половине ХIХ века и относился к редкому типу открытых витрин для хранения и демонстрации охотничьего оружия. Усадьбу национализировали. «Шкаф охотничий, 310×225×78» поступил в коллекцию ГУК Тульской области «Объединение «Историко-краеведческий и художественный музей».

А Юрий Александрович после закрытия Центра в 1934 году руководил секцией реставрации древнерусской живописи Третьяковской галереи. Но в 1938-м он был арестован и вскоре расстрелян на Бутовском полигоне...

Когда в 1944 году мастерские были возрождены, Игорю Эммануиловичу исполнилось 72 года. Он уже не мог возглавить Центр и ввел в его структуру должность научно-художественного руководителя, которую с 1945 по 1960 год занимал сам. Одна из его соратниц, Вера Николаевна Крылова, первый директор Центра, еще до начала войны прошедшая стажировку в берлинских музеях, разыскивала по всей стране опытных реставраторов. Она позаботилась о здании для мастерских и их техническом оснащении по европейским стандартам того времени. И уже в конце 1946 года в помещениях Марфо-Мариинской обители, где росписи стен, выполненные Михаилом Нестеровым, реставраторы восстанавливали собственными силами, приступили к работе отделы древней и новой живописи, началась планомерная реставрация музейных собраний страны, в том числе икон XIII–XVII веков из Владимира, Суздаля, Петрозаводска, настенных росписей в соборах и теремах Московского Кремля и храмах пострадавшего от войны Новгорода. Советские реставраторы произвели консервацию поврежденных полотен и графических произведений Дрезденской галереи, а также реставрацию панорам Франца Рубо «Бородинская битва» и «Севастопольская оборона». Кстати, две последние работы реставраторы выполняли в 1949–1952 годах под руководством Павла Корина.

А тот самый шкаф из села Красные Буйцы в 2017-м привезли в Центр Грабаря на улице Радио в Москве. Роман Студенников сначала отреставрировал охотничий шкаф, а потом узнал его историю: «Таких шкафов я раньше не видел, и мы долго искали, везде, и не нашли – больше таких нет, этот – единственный в своем роде! – говорит он. – Мы нашли камин, тоже дубовый, несколько похожий на шкаф – там собаки сидели по бокам камина – вот и все сходство. А здесь такое количество деталей – и скульптура, и колонны, и портик... А потом оказалось, что его владелец, Юрий Александрович Олсуфьев, напрямую связан с нашим Центром, он здесь работал, занимался реставрацией икон, был превосходный специалист, один из лучших в мире!»

…За минувший век специалисты Всероссийского художественного научно-реставрационного центра им. академика И.Э. Грабаря атрибутировали более 40 тысяч и отреставрировали более 100 тысяч произведений искусства. Эти цифры говорят сами за себя.