Найти в Дзене
K-INO.RU: IN K-INO VERITAS

Ингмар Бергман: Лица в фильмах мастера

Через крупный план, при котором лицо актёра заполняло всё пространство кадра, Ингмар Бергман приоткрывал окно в душу, проникая в самое нутро персонажа.

Крупный план, с правильно выставленным светом, правильно срежиссированный и сыгранный — это то, что есть и останется вершиной кинематографа. Нет ничего лучше. До невообразимого странный, таинственный контакт, который неожиданно устанавливаешь с чужой душой, встретившись со взглядом актёра. Внезапно пришедшая мысль, кровь, отливающая от лица или приливающая к нему, дрожащие ноздри, не к месту сияющий цвет лица или немое безмолвие — такие невероятно захватывающие вещи даёт прочувствовать крупный план.

Так говорил Ингмар Бергман, один из величайших кинематографистов — летописцев человеческого существования.

Даже при беглом взгляде на работы Бергмана становится ясно, что он претворял своё убеждение в жизнь: его фильмы полны портретных кадров. Но, в пугающе проникновенных крупных планах, Бергмана интересовали не столько лица, сколько то, что за ними скрывается.

Его камера решительно фиксировала каждую деталь, каждую мысль, каждое движение — как физическое, так и душевное. В кинематографе лишь Карл Теодор Дрейер сумел достичь подобного мастерства.

Часто можно услышать, что крупные планы — это телевизионный приём, а масштаб большого экрана требует, скорее, общего, пространственного плана. Бергману и его постоянным операторам, Гуннару Фишеру и Свену Нюквисту, без особого труда удалось развенчать эту идею, раз за разом показывая, на что способен крупный план при его правильном использовании.

Крупный план в кинематографе Бергмана, выходящий за пределы естественных измерений, отражает каждую, даже самую мельчайшую деталь выражения человеческого лица, а, значит, и всего человеческого существования.

Харриет Андерссон. «Лето с Моникой», 1953.
Харриет Андерссон. «Лето с Моникой», 1953.
Виктор Шёстрём. «Земляничная поляна», 1957.
Виктор Шёстрём. «Земляничная поляна», 1957.
Барбро Хиорт аф Орнэс и Ева Дальбек. «У истоков жизни», 1958.
Барбро Хиорт аф Орнэс и Ева Дальбек. «У истоков жизни», 1958.
Гуннель Линдблум. «Девичий источник», 1960.
Гуннель Линдблум. «Девичий источник», 1960.
Я вуайерист. Разглядывать кого-либо, замечать, как меняется кожа, взгляд, как двигаются мышцы, губы — вот, что для меня драма.

— Ингмар Бергман

Ярл Кулле. «Дьявольское око», 1960.
Ярл Кулле. «Дьявольское око», 1960.
Гуннар Бьёрнстранд. «Причастие», 1962.
Гуннар Бьёрнстранд. «Причастие», 1962.
Биби Андерссон. «Персона», 1966.
Биби Андерссон. «Персона», 1966.
Когда камера приближается так близко, как это порой делает Ингмар, она показывает не только лицо, но и какую жизнь это лицо видело.

— Лив Ульман

Лив Ульман. «Персона», 1966.
Лив Ульман. «Персона», 1966.
Макс фон Сюдов. «Час волка», 1968.
Макс фон Сюдов. «Час волка», 1968.
Лив Ульман. «Шёпоты и крики», 1972.
Лив Ульман. «Шёпоты и крики», 1972.
 Удивительный талант Бергмана состоит в том, что он так близок к персонажу, которого создаёт, и так глубоко в него проникает: камера всегда снимает крупный план, подмечая каждый нюанс, каждый намёк, движение брови, губ, подбородка или выражение глаз.

— Ингрид Бергман

Ингрид Бергман, «Осенняя соната», 1978.
Ингрид Бергман, «Осенняя соната», 1978.
Эрланд Юзефсон. «Сарабанда», 2003.
Эрланд Юзефсон. «Сарабанда», 2003.
Может быть, я не прав, но для меня великий дар кинематографа заключается в возможности показать человеческое лицо. Вам так не кажется? Конечно, с камерой можно заглянуть и в желудок кенгуру. Но наблюдать через объектив за лицом человека — вот, что самое удивительное.

— Ингмар Бергман

Перевод статьи «How Ingmar Bergman mastered filming faces»
Автор: Alex Barrett
Источник:
Британский институт кино

Ингмар Бергман. Автор: Irving Penn
Ингмар Бергман. Автор: Irving Penn
Подписывайтесь на наш канал в Telegram (kinoru61 — https://t.me/kinoru61) или WhatsApp — https://chat.whatsapp.com/9VuOoTU159DIRnw4cHTGd5. Мы не спамим, но оповещаем о начале продаж и приглашённых гостях.

__________________

Страницы K-INO на Facebook, во ВКонтакте, в Twitter, на Дзене и в Insta (kinoru61). Группа KINO.DON.RU Тут мы размещаем материалы о наших показах, а также интересные материалы про артхаус и всё, что с ним связано, расшифровки лекций и обсуждений фильмов. Подписывайтесь в своей соцсети.