Через крупный план, при котором лицо актёра заполняло всё пространство кадра, Ингмар Бергман приоткрывал окно в душу, проникая в самое нутро персонажа.
Крупный план, с правильно выставленным светом, правильно срежиссированный и сыгранный — это то, что есть и останется вершиной кинематографа. Нет ничего лучше. До невообразимого странный, таинственный контакт, который неожиданно устанавливаешь с чужой душой, встретившись со взглядом актёра. Внезапно пришедшая мысль, кровь, отливающая от лица или приливающая к нему, дрожащие ноздри, не к месту сияющий цвет лица или немое безмолвие — такие невероятно захватывающие вещи даёт прочувствовать крупный план.
Так говорил Ингмар Бергман, один из величайших кинематографистов — летописцев человеческого существования.
Даже при беглом взгляде на работы Бергмана становится ясно, что он претворял своё убеждение в жизнь: его фильмы полны портретных кадров. Но, в пугающе проникновенных крупных планах, Бергмана интересовали не столько лица, сколько то, что за ними скрывается.
Его камера решительно фиксировала каждую деталь, каждую мысль, каждое движение — как физическое, так и душевное. В кинематографе лишь Карл Теодор Дрейер сумел достичь подобного мастерства.
Часто можно услышать, что крупные планы — это телевизионный приём, а масштаб большого экрана требует, скорее, общего, пространственного плана. Бергману и его постоянным операторам, Гуннару Фишеру и Свену Нюквисту, без особого труда удалось развенчать эту идею, раз за разом показывая, на что способен крупный план при его правильном использовании.
Крупный план в кинематографе Бергмана, выходящий за пределы естественных измерений, отражает каждую, даже самую мельчайшую деталь выражения человеческого лица, а, значит, и всего человеческого существования.
Я вуайерист. Разглядывать кого-либо, замечать, как меняется кожа, взгляд, как двигаются мышцы, губы — вот, что для меня драма.
— Ингмар Бергман
Когда камера приближается так близко, как это порой делает Ингмар, она показывает не только лицо, но и какую жизнь это лицо видело.
— Лив Ульман
Удивительный талант Бергмана состоит в том, что он так близок к персонажу, которого создаёт, и так глубоко в него проникает: камера всегда снимает крупный план, подмечая каждый нюанс, каждый намёк, движение брови, губ, подбородка или выражение глаз.
— Ингрид Бергман
Может быть, я не прав, но для меня великий дар кинематографа заключается в возможности показать человеческое лицо. Вам так не кажется? Конечно, с камерой можно заглянуть и в желудок кенгуру. Но наблюдать через объектив за лицом человека — вот, что самое удивительное.
— Ингмар Бергман
Перевод статьи «How Ingmar Bergman mastered filming faces»
Автор: Alex Barrett
Источник: Британский институт кино
Подписывайтесь на наш канал в Telegram (kinoru61 — https://t.me/kinoru61) или WhatsApp — https://chat.whatsapp.com/9VuOoTU159DIRnw4cHTGd5. Мы не спамим, но оповещаем о начале продаж и приглашённых гостях.
__________________
Страницы K-INO на Facebook, во ВКонтакте, в Twitter, на Дзене и в Insta (kinoru61). Группа KINO.DON.RU Тут мы размещаем материалы о наших показах, а также интересные материалы про артхаус и всё, что с ним связано, расшифровки лекций и обсуждений фильмов. Подписывайтесь в своей соцсети.