Найти тему
машина

«Москвич-400»: к строевой негоден!

В первые послевоенные годы, в бытность острого дефицита автомобильного транспорта, интересы Военного Министерства Союза ССР распространялись не только на автомобили повышенной проходимости или грузовики, но на все выпускаемые в стране автомобили вообще – включая те, которые при конструировании никто даже не пробовал приспосабливать хоть к каким-нибудь армейским требованиям. В частности, в 1950 году Главным автомобильным управлением ВМ СССР были начаты эксплуатационные испытания двух автомобилей «Москвич» серийного производства: с кузовами «седан» (мод. 400/420) и «кабриолет» (мод. 400/420А). Обе машины, получив с завода, передали на испытательный полигон в Бронницы.

Седан «Москвич» 400/420
Седан «Москвич» 400/420
Кабриолет «Москвич» 400/420А
Кабриолет «Москвич» 400/420А
Кабриолет со сложенным верхом
Кабриолет со сложенным верхом

Программа испытаний была составлена довольно серьезная: «Москвичам» нужно было пройти 42 тысячи километров с полной нагрузкой (300 кг) в разных дорожных условиях, включая грунтовые дороги в период распутицы. Первый этап испытаний в объеме 24 тысяч километров (с августа 1950-го по июнь 1951-го) относился к так называемым «нормальным условиям эксплуатации»: машины ездили в обычном режиме по асфальтированному шоссе между Бронницами и Москвой. Время от времени, конечно, ломались: на обоих образцах отказывали «дворники», разбалтывались передние тормозные щиты, отваливались глушители, лопались рессоры задней подвески, нарушалась регулировка выпускных клапанов (на седане их после этого даже пришлось менять – успели подгореть). На седане дважды начинало буксовать сцепление: на заводе МЗМА по гарантии меняли пружины нажимного диска, подбирая более жесткие. А на кабриолете пришлось ремонтировать генератор и помпу, менять ремень вентилятора и конденсатор, а также вскрывать коробку передач – оказалась бракованной ось блока шестерен. Кроме того, испытатели отмечали несколько завышенный расход топлива – от 9,4 л/100 км летом до 10,6 зимой при норме 9 и 9,9 литров соответственно. Зато оба «Москвича» хорошо заводились зимой! А вот летом 1951-го началась настоящая жесть… Впрочем, смотрите фото!

-4
-5
-6
-7
-8
-9

Что легковые заднеприводные «Москвичи» забыли на бездорожье, до которого современные полноприводные кроссоверы даже доехать не смогут?! На самом деле, по меркам того времени это и не бездорожье, а обычные грунтовые дороги между деревнями Подмосковья после дождя. Пятьдесят первый год на дворе, асфальтовых-то дорог даже возле столицы – раз, два и обчелся… Поэтому, невзирая на погоду, ехали наматывать запланированные 5 тысяч километров по грунту. А в особо сложных условиях просто надевали цепи на колеса. И все эти ужасные на вид «заливные луга» оба «Москвича» одолели своим ходом, и лишь изредка им требовалась помощь одного пассажира для выталкивания!

-10
-11
-12
-13
-14
-15

На сухих грунтовых дорогах «Москвичи» и вовсе чувствовали себя в своей тарелке, позволяя многие неровности брать ходом, не снижая скорости – недаром же колеса на них стояли 16-дюймовые! Вот только проблемой была пыль. Она проникала в салоны отовсюду: через неплотности в оконных и дверных проемах, через отверстия в полу под рычаги и педали, через систему вентиляции, осаждаясь толстым слоем на внутренней обивке и одежде экипажа. Пассажирам кабриолета, правда, было проще: они сложили тент, и часть пыли просто выдувало из салона через открытый верх. К слову, не справлялись с пылью и воздухоочистители двигателей: сетки фильтров забивались каждый день, и в цилиндры начинал поступать неочищенный воздух.

-16

Впрочем, последовавший разбор полетов показал, что восторгаться проходимостью «Москвичей» рано. То, что машины стабильно возвращались на базу своим ходом – это хорошо, вот только проведенный затем осмотр показал повреждение 17 узлов и деталей. Разрывы и замятости на фартуке, облицовке радиатора, крыльях, повреждения бамперов, рулевой тяги и глушителя, вмятины на поддоне двигателя, бензобаке, картере сцепления и кожухе карданного вала – вот неполный перечень повреждений каждой из машин. Кроме того, обе машины после буксования в грязи потребовали переборки коробок передач.

Вот так на съезде с бугра гнутся задние крылья и бампер…
Вот так на съезде с бугра гнутся задние крылья и бампер…
... а вот так – царапаются передние крылья и двери
... а вот так – царапаются передние крылья и двери
Стрелочками показаны разрывы металла на задней юбке кузова. Запасное колесо также смещено со своего места, шпильки его крепления изогнуты
Стрелочками показаны разрывы металла на задней юбке кузова. Запасное колесо также смещено со своего места, шпильки его крепления изогнуты

Благополучного финала не случилось. В диапазоне 33-34 тыс. км в двигателях обоих машин упала компрессия, а дальнейшее вскрытие показало необходимость проведения капитального ремонта. На этом испытания были официально остановлены. Так что итоговый вердикт военных – к строевой «Москвич» не годен. Оно, может, и к лучшему – а то и без того дефицитный транспорт для личного пользования в одночасье стал бы еще более дефицитным…

Николай Марков для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!