В первые послевоенные годы, в бытность острого дефицита автомобильного транспорта, интересы Военного Министерства Союза ССР распространялись не только на автомобили повышенной проходимости или грузовики, но на все выпускаемые в стране автомобили вообще – включая те, которые при конструировании никто даже не пробовал приспосабливать хоть к каким-нибудь армейским требованиям. В частности, в 1950 году Главным автомобильным управлением ВМ СССР были начаты эксплуатационные испытания двух автомобилей «Москвич» серийного производства: с кузовами «седан» (мод. 400/420) и «кабриолет» (мод. 400/420А). Обе машины, получив с завода, передали на испытательный полигон в Бронницы.
Программа испытаний была составлена довольно серьезная: «Москвичам» нужно было пройти 42 тысячи километров с полной нагрузкой (300 кг) в разных дорожных условиях, включая грунтовые дороги в период распутицы. Первый этап испытаний в объеме 24 тысяч километров (с августа 1950-го по июнь 1951-го) относился к так называемым «нормальным условиям эксплуатации»: машины ездили в обычном режиме по асфальтированному шоссе между Бронницами и Москвой. Время от времени, конечно, ломались: на обоих образцах отказывали «дворники», разбалтывались передние тормозные щиты, отваливались глушители, лопались рессоры задней подвески, нарушалась регулировка выпускных клапанов (на седане их после этого даже пришлось менять – успели подгореть). На седане дважды начинало буксовать сцепление: на заводе МЗМА по гарантии меняли пружины нажимного диска, подбирая более жесткие. А на кабриолете пришлось ремонтировать генератор и помпу, менять ремень вентилятора и конденсатор, а также вскрывать коробку передач – оказалась бракованной ось блока шестерен. Кроме того, испытатели отмечали несколько завышенный расход топлива – от 9,4 л/100 км летом до 10,6 зимой при норме 9 и 9,9 литров соответственно. Зато оба «Москвича» хорошо заводились зимой! А вот летом 1951-го началась настоящая жесть… Впрочем, смотрите фото!
Что легковые заднеприводные «Москвичи» забыли на бездорожье, до которого современные полноприводные кроссоверы даже доехать не смогут?! На самом деле, по меркам того времени это и не бездорожье, а обычные грунтовые дороги между деревнями Подмосковья после дождя. Пятьдесят первый год на дворе, асфальтовых-то дорог даже возле столицы – раз, два и обчелся… Поэтому, невзирая на погоду, ехали наматывать запланированные 5 тысяч километров по грунту. А в особо сложных условиях просто надевали цепи на колеса. И все эти ужасные на вид «заливные луга» оба «Москвича» одолели своим ходом, и лишь изредка им требовалась помощь одного пассажира для выталкивания!
На сухих грунтовых дорогах «Москвичи» и вовсе чувствовали себя в своей тарелке, позволяя многие неровности брать ходом, не снижая скорости – недаром же колеса на них стояли 16-дюймовые! Вот только проблемой была пыль. Она проникала в салоны отовсюду: через неплотности в оконных и дверных проемах, через отверстия в полу под рычаги и педали, через систему вентиляции, осаждаясь толстым слоем на внутренней обивке и одежде экипажа. Пассажирам кабриолета, правда, было проще: они сложили тент, и часть пыли просто выдувало из салона через открытый верх. К слову, не справлялись с пылью и воздухоочистители двигателей: сетки фильтров забивались каждый день, и в цилиндры начинал поступать неочищенный воздух.
Впрочем, последовавший разбор полетов показал, что восторгаться проходимостью «Москвичей» рано. То, что машины стабильно возвращались на базу своим ходом – это хорошо, вот только проведенный затем осмотр показал повреждение 17 узлов и деталей. Разрывы и замятости на фартуке, облицовке радиатора, крыльях, повреждения бамперов, рулевой тяги и глушителя, вмятины на поддоне двигателя, бензобаке, картере сцепления и кожухе карданного вала – вот неполный перечень повреждений каждой из машин. Кроме того, обе машины после буксования в грязи потребовали переборки коробок передач.
Благополучного финала не случилось. В диапазоне 33-34 тыс. км в двигателях обоих машин упала компрессия, а дальнейшее вскрытие показало необходимость проведения капитального ремонта. На этом испытания были официально остановлены. Так что итоговый вердикт военных – к строевой «Москвич» не годен. Оно, может, и к лучшему – а то и без того дефицитный транспорт для личного пользования в одночасье стал бы еще более дефицитным…
Николай Марков для канала МАШINA
Спасибо за внимание! ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ, чтобы не пропустить новые публикации, СТАВЬТЕ ЛАЙК и ДЕЛИТЕСЬ с друзьями в соцсетях!